Скандал в Германии: спецслужбы, пытаясь контролировать экстремистов, внедряли в их ряды своих сотрудников. За десятилетия они почти срослись
Безработная Беата Цшепе, профессорский сынок Уве Мундлос и бывший армейский эксперт по оружию Уве Бернхардт начинали как рядовые члены подпольной ячейки «Тюрингское общество защиты родины».
Для начала в 1990 году они взорвали небольшую бомбу перед йенским городским театром. К счастью, без жертв. Дальше троица попробовала себя в ограблениях банков, затем раз-два в год принялась расстреливать владельцев овощных лавок и интернет-кафе… Погибли восемь уроженцев Турции и один грек. И только после ограбления очередного банка в ноябре погоня все же настигла двух Уве.
Перед тем как застрелиться, Мундлос и Бернхардт позвонили подельнице. Беата Цшепе взорвала «малину» бандитов в Цвиккау, а сама сдалась. Но следы 36-летняя террористка заметала неумело: в руинах особняка был найден табельный полицейский пистолет HK P2000 погибшей на посту Мишель Кизеветтер, а также подробный видеоотчет по всем убийствам «инородцев».
Журналисты сразу нескольких изданий провели собственные расследования и сообщили о вероятных соучастниках, всё еще гуляющих на свободе. Внезапно прозревшая полиция тут же арестовала некоего Хольгера, который, как теперь выясняется, помогал троице прятаться за границей.
Но самое интересное и поучительное — это оперативность и действенность, с какой весь государственный механизм ФРГ отреагировал на результаты обысков и задержания. Ангела Меркель перед телекамерами призналась, что лично ей нестерпимо стыдно за то, что серия убийств «по национальному признаку» произошла именно в ее стране. Федеральный президент Кристиан Вульф заявил о намерении пригласить всех родственников жертв «убийц из Йены» на официальный прием в президентский дворец Бельвю, где будут также представители правительства и бундестага, уже обсудившего «вопрос оказания государственной материальной помощи родственникам погибших».
Ганс-Петер Фридрих, глава МВД, чьей отставки сейчас всё настойчивее требует парламентская оппозиция, заявил о создании специальной группы, «которая рассмотрит возможность запрета ультраправой Национал-демократической партии (НДП)».
Если верить отчету Службы защиты конституции, в стране «проявили себя уже почти 25 тысяч правоэкстремистов». И каждый второй из них «готов применить насилие ради своих идеологических убеждений». Поэтому не только МВД и министерство юстиции, а также многие известные парламентарии намерены снова обратиться в суд для запрета НДП. Но прежде следует разобраться с такой щекотливой темой, как негласный осведомительский аппарат. Ведь тюрингское ведомство по защите конституции еще в конце прошлого века внедрило своих «засланных казачков» к разбойникам из Йены. Среди них был сам глава «Тюрингского союза защитников родины» Тино. Только с 1994 года и до начала денежной реформы этот осведомитель со стажем успел получить свыше 200 000 марок, которые инвестировал… в укрепление и расширение подпольной неонацистской структуры.
Теперь председатель немецкого профсоюза полицейских Райнер Вендт предложил ликвидировать ведомство, сэкономив тем самым около 300 миллионов евро налогоплательщиков.
На столь радикальную меру, правда, власти пока не пошли. Очередным ответом неонацистскому вызову стало создание «Центра по борьбе c правым экстремизмом».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»