Прежде всего хочу поблагодарить всех вас — участников конференции за интересную, насыщенную дискуссию. Она оправдала мои ожидания — надеюсь, что и ваши. Форум поступил правильно, что откликнулся на волну перемен в арабском мире, в Средиземноморье.
Это сегодня, можно сказать, кипящий слой в мировой политике, требующий и серьезного анализа, и выводов на будущее.
Не менее правильно и то, что мы расширили тему, вышли за пределы региона. Ведь он, как мы убедились, не просто зеркало, а увеличительное стекло процессов, происходящих в мире тех вызовов, с которыми сталкивается человечество.
Конечно, надо решать здесь острые, локальные проблемы, реагировать на конкретные требования людей. Но без глобального взгляда, без глобального политического мышления эта реакция может оказаться неадекватной.
Мне кажется, что на этой конференции мы сделали серьезную попытку приблизиться к такому глобальному взгляду.
Может быть, в итоге нашей дискуссии больше вопросов, чем ответов. Но и правильно сформулировать вопросы — это очень важно для начала пути к ответу на поставленные вопросы.
Думаю, в одном мы согласны: события в регионе — это часть сдвига в мировых делах, который стал возможным в результате окончания «холодной войны». Это часть переходного периода к новому устройству мира.
При этом (и это очень важно иметь в виду) происходят изменения в соотношении сил и возможностей государств и их объединений,
Иначе они не смогут удержаться от новых авантюр — с опасными последствиями для себя самих, и не только для себя.
На конференции во многих выступлениях прозвучало, что только народы могут изменить ситуацию и в регионах, и в мире в целом, что **ставка на силу все больше убеждает нас в ее неэффективности, а самое главное — она решительно осуждается народами.**
Войны не могут решать проблемы. Войны — это провал политики.
Отсюда на конференции настойчиво подчеркивалась необходимость взаимодействия между политикой и гражданским обществом, которого пока еще нет.
**Итак, человечество вступило в переходный период из нынешнего состояния в новое, вытекающее из глобализации мира, нарастающей взаимосвязи и взаимозависимости.**
Но можно ли сказать, что у этого переходного периода есть общий вектор? Да. Но формы, способы, темпы движения, преобразования будут, несомненно, разными. Это отмечалось многими выступающими.
Главное же — переход от авторитаризма к демократии. Здесь мнения разделились. Мне думается, что движение будет идти все-таки в сторону демократии, но не к демократии единого образца. Арабская, мусульманская специфика проявляется в тех ее формах, которые возникнут в регионе, если не навязывать «единственно правильных решений» и «не резать по живому».
**На арену вышли массы людей, которые на протяжении десятилетий оставались пассивными, не имели голоса.** Пожалуй, нигде еще в национальных движениях религиозный фактор не играл такой роли. И поэтому здесь так много говорили о разных лицах политического ислама, и, как мне кажется, это обсуждение углубило наше понимание его особенностей и его роли.
Очень интересным, содержательным было обсуждение роли внешнего фактора. Я говорил в своем вступительном слове о том, что Европа сейчас охвачена разрастающимся кризисом, что это не может не сказываться на ее действиях, ее возможностях. И здесь опять-таки возникают вопросы.
Каковы реальные возможности Запада, ЕС, США, да, кстати, и России, в смысле влияния на ход событий? Будет ли это влияние положительным фактором? Каковы, вообще говоря, намерения этих «игроков» в регионе?
Мы слышали здесь и позитивные, и весьма критические оценки и ответы на эти вопросы. Но в одном, думаю, мы согласны: самое главное, что может сделать сейчас международное сообщество, чтобы способствовать позитивному развитию событий в регионе, — это **сдвинуть, наконец, с мертвой точки процесс урегулирования палестино-израильского конфликта.**
Мне кажется очень важным, что участники обсуждения поставили вопрос о нравственном аспекте происходящего. Может быть, даже иногда до предела заостренно, с перехлестом. И тем не менее: **когда мы видим в политике ведущих держав лицемерие, явные признаки корысти, на это надо реагировать. Потому что народы региона это видят, и их реакция — вполне естественная, вполне оправданная реакция — может привести к обострению противоречий между цивилизациями.** За примерами не надо далеко ходить: это уже произошло в результате американского вторжения в Ирак.
Еще один принципиальный вопрос: а сможет ли Европа сыграть позитивную роль, если из-за нынешней экономической политики, из-за неспособности простимулировать экономический рост обречет себя на продолжительный застой, затяжной кризис?
Здесь опять-таки налицо взаимосвязь между региональными и глобальными проявлениями бурных изменений, которые переживает сейчас мир. И при всех их различиях «арабскую волну» и протестное движение, которое охватывает сейчас многие страны, в том числе наиболее развитые, надо рассматривать в едином контексте.
Люди, выходящие сегодня на улицы, «оккупирующие Уолл-стрит», требуют возвращения к принципам равенства, социальной справедливости, солидарности. Я отношу эти принципы к общечеловеческим ценностям, не менее важным, чем ценности прав человека и свободы. Но в последние 20-30 лет они были оттеснены далеко на задний план.
**Люди не понимают, почему за их счет должен преодолеваться кризис, в котором они не виноваты.** Они справедливо обвиняют в кризисе крупнейшие корпорации, проталкивающие через парламенты выгодные для себя налоговые лазейки, обвиняют финансовый сектор, оторвавшийся от реальной экономики и награждающий себя гигантскими бонусами. И большую вину они возлагают на политиков.
Политика зажата в «железной клетке» требований и догм неолиберальной экономики. Но с каждым днем все яснее: эти догмы не стимулируют экономическое развитие, а сковывают его.
Таков кризис, с которым мы сегодня столкнулись. И как всегда, в кризисе — и опасность, и возможность.
Это возможность выработки осмысленной, ответственной политики, способствующей выводу огромного, важного региона на новый, демократический этап развития.
И в более широком плане: в нынешнем кризисе — возможность поиска новых форм демократической управляемости в национальном и международном масштабе.
Вчера я предложил подготовить в ближайшие месяцы доклад Форума. Думаю, прошедшая дискуссия позволяет лучше представить себе, что и как будет сказано в этом докладе. Давайте продолжим размышления на этот счет.
_24-25 ноября в Монпелье состоялась очередная международная конференция, организованная Форумом новой политики (Горбачев-Форум) совместно с регионом Лангедок-Русийон на тему «Ответственность политиков в меняющемся мире. Волны перемен в Средиземноморье»._
_В конференции приняли участие свыше 60 политических деятелей, экспертов, журналистов и представителей гражданского общества из более чем 30 стран. Особенно заметным было участие представителей Средиземноморского региона и арабских стран, и в их числе участников оппозиционных политических течений и организаций, принимавших активное участие в недавних событиях в Тунисе, Ливии и Египте, приведших к свержению прежних диктаторских режимов._
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»