Сюжеты · Общество

Часть постоянной боевой неготовности

Почему возгорание в кабинете защиты государственной тайны привело к смерти военнослужащих

Наталия Зотова , корреспондент
Почему возгорание в кабинете защиты государственной тайны привело к смерти военнослужащих
В Тамбове проходит судебный процесс по делу Андрея Слободяна — командира военной части 54607, где в результате пожара погибли шесть военнослужащих.
Интересно, что родственники некоторых погибших, как ни странно, настаивают на невиновности подсудимого. Вдова погибшего майора Иванова, тоже служащая части, сказала на суде: «Надо смотреть гораздо выше… нас заставляют работать в таких условиях».
На виновности Слободяна настаивают юристы фонда «Право матери» — они защищают интересы родителей погибших солдат-срочников Игоря Синявского и Владимира Боровикова.
Инспектор противопожарной защиты Балакин рассказал на суде, что столетнее здание штаба было в плачевном состоянии, и он не имел права закрыть его только потому, что это был штаб бригады, находящейся в постоянной боевой готовности. При этом служащие части показали полную неготовность к каким-либо форс-мажорным обстоятельствам.
Возгорание произошло в кабинете «защиты государственной тайны» — замкнуло старую проводку, пока дежурный этого кабинета отлучился, не дождавшись своего сменщика. Дежурный по зданию капитан Морозов должен был оповестить о пожаре всех находящихся в штабе (звуковой сигнализации в столетнем здании не было).
Однако он не знал, что на третьем этаже идут занятия, — плана мероприятий, положенного по инструкции, в этот день ему никто не дал. В результате находящиеся на третьем этаже долгое время вообще не знали, что здание горит.
Несмотря на регулярное обучение правилам поведения во время пожара (учения проводились раз в полгода, этот факт свидетели приводят в защиту Слободяна), офицеры пошли сами и повели солдат прямо в дым. Выжили лишь те рядовые, которые разбили стекло и вылезли на козырек — оттуда их сняли пожарные.
Один из срочников вернулся в кабинет, где проходили занятия, и вылез на подоконник. Трое солдат, пошедших вслед за майорами Дуденковым, Ивановым и капитаном Поповым по лестнице, погибли, отравившись угарным газом.
— Это те самые люди, которые, случись война, первыми будут нас защищать, — отмечает пресс-секретарь фонда «Право матери» Анна Каширцева. — Командир бессилен, не может обеспечить условия и финансирование, необходимое для сохранения жизни и здоровья собственных людей? Его устраивает уровень подготовки офицеров? Военнослужащих устраивает такой командир?..»
Фонд «Право матери» заявляет от имени своих потерпевших иск о компенсации морального вреда, причем не только к войсковой части 54607, но и к Министерству обороны.