Организация праздников и массовых гуляний единственная статья расходов бюджета Санкт-Петербурга, которая после кризиса не сократилась, а даже выросла. Под музыку не слышно, как пилят деньги?
Организация праздников и массовых гуляний единственная статья расходов бюджета Санкт-Петербурга, которая после кризиса не сократилась, а даже выросла. Под музыку не слышно, как пилят деньги?
Два недавно назначенных губернатора питерский и московский сегодня еще производят замены в своих командах. Георгий Полтавченко (приступивший к делам позднее) пока разбирается с ключевыми фигурами. Сергей Собянин добрался до культурного отдыха. По сведениям «Новой», зажигать огни Москвы, то есть проводить торжества, в столицу зовут человека из Петербурга Марину Фокину. В родном городе ее называют женщина-праздник. Можно не сомневаться: зажжет, еще как зажжет! Только, чур, денег не жалеть!
Два недавно назначенных губернатора — питерский и московский — сегодня еще производят замены в своих командах. Георгий Полтавченко (приступивший к делам позднее) пока разбирается с ключевыми фигурами. Сергей Собянин — добрался до культурного отдыха. По сведениям «Новой», зажигать огни Москвы, то есть проводить торжества, в столицу зовут человека из Петербурга — Марину Фокину. В родном городе ее называют — женщина-праздник. Можно не сомневаться: зажжет, еще как зажжет! Только, чур, денег не жалеть!
Новых петербургских чиновников их предшественники сразили талантом спускать бюджетные деньги на развлечения. Цифры в документах, имеющихся и в распоряжении «Новой», впечатляют. До сих пор прославившие Смольный «золотые» ершики для унитазов (по 12 794 рублей за штуку) казались пределом чиновничьих фантазий. Оказалось — не предел. К 65-летию снятия блокады Ленинграда местные власти — согласно сметам — выложили за разовый половичок на авансцену 541 080 рублей, за люстры (разовые же) — 696 280 рублей, метроном (тоже на раз) — купили за 129 346 рублей и 1 млн — отдали за охрану этого добра… Шефы профильных комитетов с гордостью рапортовали: «Петербург переживает культурный бум. Расходы на эту сферу в 2011 году превысили 7 млрд рублей — мы достигли рекордных показателей!».
«Мы так работать не будем»
Став главой Северной столицы, Георгий Полтавченко с порога признался, что его смущают затраты казны на увеселения. И одним махом сократил внушительные, но сомнительные, с точки зрения новой администрации, отчисления на:
— масштабные новогодние гулянья на Дворцовой площади (в 2010—2011 годах обошлись в 90 млн рублей);
— пышные торжества в честь Дня Победы (в прошлом году стоили 60 млн рублей);
— помпезные карнавалы по поводу Дня города (более 64 млн рублей — в 2010-м и 65 млн — в 2011 году);
— Масленицу (минувшей зимой не пожалели 26 млн рублей);
— чествование выпускников школ — праздник «Алые паруса» (вылился в 19,5 млн рубей в 2010-м и в 30 млн — в 2011 году);
— День России (свыше 13 млн рублей — в 2010-м и 16 млн — в 2011 году).
6 октября на встрече с журналистами вице-губернатор, курирующий сейчас питерскую культуру, Василий Кичеджи сказал:
— Мы ничего не хотим разрушать. Наш принцип — «не навреди». Но у нас другой взгляд на бюджетную политику. Бюджет должен обеспечивать социальные и иные защищенные статьи. А праздники могут проводиться за счет инвесторов.
И уже 11 октября — едва было заявлено о переменах — те, кто с 2008-го по 2011 год рулил всеми значительными торжествами в Питере (руководители ОАО «Международный центр фестивалей и праздников», далее — МЦФП), — разорвали отношения с городом, отказавшись даже от ближайших планов — празднования Дня Матери и Нового года.
— Мы так работать не будем, — объяснила «Новой» генеральный директор МЦФП Марина Фокина. — Существуют вещи, ниже которых опускаться не стоит. Власть объявила о новой политике в отношении праздников. Это право власти. У нас есть право участвовать в этом или нет. Руководство центра приняло решение не участвовать в городских событиях, которые — как публично заявлено — должны проводиться за счет «интересантов» из бизнес-среды. Я не знаю, что это за интересанты, какие условия они будут диктовать и в чем их бизнес-интерес в проведении Дня Победы или Дня освобождения от блокады. Это не наше дело. Культура необъятна. Она выходит далеко за рамки официальных событий, финансируемых из бюджета. Мы имеем большое количество предложений вне Петербурга и с оптимизмом смотрим в будущее.
То, что в будущем и за рамками бюджета, оставим Марине Фокиной. Важнее настоящее и прошлое — то, что Марина Фокина, МЦФП и творцы праздников из Смольного оставили нам.
Гулять так гулять
Эксперты не сомневаются: причина ухода — деньги. Будут ли они завтра, найдутся ли спонсоры — неизвестно. Того, что прежде имел, МЦФП лишился. Велика ли потеря? Сотни миллионов. Благо, красных дат в календаре столько — отдохнуть некогда.
Торжества, растянувшиеся на май-июнь этого года, унесли без малого сто (96,4) млн рублей. Неделю отмечали День города. Трое суток — День защиты детей. Следом — очередную годовщину Пушкина, день рождения Петра Первого, День России, праздник выпускников «Алые паруса», международный кинофорум, фестиваль «Музыка на воде»…
Каждое событие влетало в копейку.
Для «Музыки на воде» у стен Петропавловской крепости соорудили временную плавучую сцену за 11,8 млн рублей (говорили, правда, что реально подрядчик получил за нее 7 млн, а по оценкам профессионалов, цена сооружения — 3 млн).
Смета последнего Дня города — 65 млн рублей. Одна надпись «Санкт-Петербург» (2 на 6 м) для сцены на Дворцовой площади — 390 тысяч. Возложение цветов к памятнику Петру Первому зашкалило за 1 млн рублей. Артисты и музыканты — еще 400 тыс. рублей. Хотя сценарий лаконичен: пятерка ряженых раздала цветочки, ведущий объявил о начале и закрытии церемонии, а духовой оркестр и оркестр военных барабанщиков исполнили по паре композиций — трубили и били не дольше 10 минут.
25 млн рублей МЦФП потратил на 65-летие снятия фашистской блокады Ленинграда. По отчетам, декоративное оформление сценической площадки для театрализованного представления обошлось в 5 188 823 рублей. Про половик на авансцену, люстры разовые, метроном, с помощью которых воссоздавался образ блокадного города, смотри выше. Добавим к этому 2 колонны полнообъемные подвесные, ткань, кольца (разовые) — 784 025 руб., эффект «пепел» — 126 450 руб.»... Работу артистов и статистов оценили в 4 329 657 рублей, администраторов — в 449 951 рублей. На монтаж и демонтаж декораций — еще 300 тысяч. Миллион — на охрану. Прокат светодиодного видеоэкрана потянул на 1,3 млн, звукового оборудования — на 750 тысяч. Забили в смету даже аренду пюпитров для оркестрантов…
Праздник, который всегда с тобой
В течение последних трех лет секвестрировалось всё. К праздникам с ножницами не приближались.
В кризисном 2009 году в Питере в восемь раз меньше наскребли на ремонт теплосетей, чуть ли не самых изношенных в России. Почти в два раза урезали средства на капремонт дорог, далеких от идеала. Школам и больницам туже затянули пояса. На финансовую диету не посадили только культуру. Напротив, ее Смольный объявил стратегическим направлением (не хватает на хлеб, дай на зрелища?) и денег добавил: с 289 млн до 331 млн рублей. В 2011 году совокупные бюджетные расходы на праздничные мероприятия и памятные даты выросли до 784 млн рублей. Стратегия не изменилась.
— Мы вели самые важные события в городе, — утверждает Марина Фокина. — Очень многие называли центр монополистом. Это не так.
— Я три года курировала это направление. МЦФП организовывал лишь крупнейшие события. По моим оценкам, не более четверти всех праздников. Не соответствует действительности, что МЦФП делал всё, — настаивает и экс-вице-губернатор Петербурга Алла Манилова.
И впрямь, не всё. День библиотек или музеев не привлекал «тяжеловесов».
Как призналась «Новой» сама Фокина, «интересны события, которые собирают миллионы зрителей». А значит — рублей.
На протяжении трех лет торжества с солидными субсидиями доставались основному победителю всех конкурсов — МЦФП. Обойти бессменного лидера почти никому не удавалось. Причины? Ответственные чиновники о культурных планах администрации сообщали не в СМИ, а в специальном информационном бюллетене, распространяемом только по подписке. И не за 20 дней, как велит закон, а за 5. В один лот складывали все требования, отчего он становился неподъемным для остальных.
Приплыли
Неожиданный скандал разыгрался летом после парада исторических пароходов. Судовладельцы Суоми сделали подарок петербуржцам: пригнали в акваторию Невы 14 старинных финских ретросудов. Но за «упаковку» финского «презента» деньги выложили власти — 5,5 млн рублей.
Проводил парад по воде и по бумагам все тот же МЦФП: оплата топлива — 1 640 000, плавсредства — 3 258 712 рублей, 320 000 — агентирование, 446 832 — лоцманская проводка, 247 500 — катера обеспечения, 100 000 — охранный буксир, 520 880 — аренда причалов, 600 000 — привлечение оргработников и накладные расходы, 200 000 рублей — сувенирные майки для экипажей и добровольцев…
Сама смета — полбеды. Но стали выясняться нестыковки.
— Обычно я трачу 20 евро на час пути. Переход Выборг—Приморск занял 11 часов, столько же — из Приморска в Петербург. На топливо туда-обратно — 880 евро, — подсчитывал участник парада капитан Puhois Клаус Рантапуу. — Плюс — отшвартовка, выход на Неву, сам парад (7 часов) — еще 140 евро. Все вместе — чуть более тысячи, а по смете — три…
— Разгрузку-погрузку дров в порту Приморска вели сами моряки и добровольные помощники, приехавшие туда в фургоне с финскими номерами, — рассказала «Новой» волонтер Анна, следовавшая с одним из экипажей.
Странная история с маечками. Их предполагалось разделить так: 350 — финнам, 300 — русским экипажам, 50 — добровольцам и 50 — запас. Маек не хватило, хотя людей было меньше, чем одежды. Экипаж «Саимаа» — 6 человек, Puhois — 9, на судах побольше — таких, как Turso, — 10 — 12. Всего — около сотни.
— На судно выдавали не больше 10 футболок, — подтверждает Анна, — волонтерам вообще не дарили…
Участники водного перехода не заметили и упомянутые в смете: «охранный буксир», «катера сопровождения» — до 35 судов.
— Если, конечно, — оговариваются капитаны, — не считать двух катеров, курсировавших вблизи ретропароходов непосредственно во время парада, и один, встречавший гостей при входе в петербургский порт.
Не ясна судьба почти полумиллиона рублей за лоцманскую проводку. По документам МЦФП, деньги за работу уплачены, но те, кто работал, уверяют в безвозмездности операции.
— На узком фарватере суда приняли на борт лоцманов, и они, поняв значимость события, согласились осуществить проводку в порт бесплатно, — подтвердил журналистам лоцман Алексей Довгаль.
Одна смета хорошо, две — лучше?
Те же вопросы вызвали переданные в редакцию «Новой» внутренние документы МЦФП (снабжены пометками ДСП — «для служебного пользования».— Н. П.), где отражены затраты центра (сметы МЦФП тоже с пометкой ДСП.— Н. П.) на городские праздники, сильно отличающиеся от субсидий, полученных из казны.
Вычтем из субсидий расходы — получим прибыль? Или что?
Сразу предупреждаем: обсуждаем не уровень праздников. Не качество постановок, организации, участие звезд и звездных коллективов. Это дело вкуса и компетенция экспертов. Вопросы — о ценах, адекватности затрат на маечки, половички и «эффект пепла».
В некоторых внутренних документах МФЦП обозначена разница между суммами, указанными в договоре и выданными на руки субподрядчикам (последние снабжены странной пометкой «озвученные цифры»).
Вот несколько двойных позиций из рабочей сметы по празднованию Масленицы. Сумма расходов по договору 10 млн рублей. Сумма «озвученных цифр» — 8 млн 295 тысяч. Дельта сравнительно небольшая — 1 705 000 рублей. Бывало и круче: по серии новогодних мероприятий — 7 627 079 рублей. Разница — это прибыль? Или что?
Дымовая завеса
Не все смотрели сквозь пальцы на ликующий Петербург.
В мае прошлого года друг за другом родились два похожих обращения. Одно — от руководства Федерального информационного центра (ФИЦ) «Аналитика и безопасность» — председателю комиссии Госдумы РФ по противодействию коррупции Алексею Волкову. Второе — от депутатов Госдумы РФ (Оксаны Дмитриевой, Геннадия Гудкова) — генеральному прокурору РФ Юрию Чайке. Оба — кричащие: проверьте, соблюдаются ли условия конкурсов, обоснованны ли расходы, не нарушены ли антикоррупционные законы?
Судьба посланий, впрочем, сложилась одинаково: Волков спустил письмо ФИЦ в прокуратуру Петербурга, Чайка — озадачил подчиненных. Ответы из обоих ведомств — как под копирку. Надзорные органы не увидели ни коррупционной составляющей, ни фактов нецелевого расходования, ни нарушений государственных и общественных интересов. И.о. заместителя начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Алексей Михалин констатировал: «Сегодня оснований искать коррупцию в МЦФП нет». Прокурор города Сергей Зайцев добавил: «В настоящее время подобные факты исключены».
Но с тех пор сам МЦФП выигрывал лоты меньше и реже, уступая «вкусные» контракты ООО «Управление проектами» и иным юрлицам, правда, как выяснила «Новая», формально и неформально связанным с тем же МЦФП.
Доля и воля
Так что же это за зверь, везучий на добычу и никого не боящийся, — МЦФП?
«Международный центр фестивалей и праздников» в сентябре 2008 года поручила создать экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Но в Смольном судачили: пролоббировала вопрос тогдашний вице-губернатор Алла Манилова. Алла Юрьевна в то время в городском правительстве курировала как раз комитет по культуре — организатора всех праздничных конкурсов, а главное — распорядителя бюджетных средств на веселье и торжества. Генеральным директором МЦФП стала бывшая коллега и близкая подруга Аллы Маниловой — Марина Фокина, экс-гендиректор ОАО «ТРК «Петербург — Пятый канал».
Центр, возглавленный Фокиной, основали с нуля, специально, чтобы торжествовать за счет бюджета. Аналогичную структуру — ГУП «Центр фестивалей и праздников» — тремя годами ранее расформировали как неэффективную и не оправдавшую надежд и затрат.
Надежды забрезжили столь внезапно, что подкрепить их оказалось нечем. Центр создавался в пожарном порядке, посреди бюджетного года. Изначально в бюджете никаких средств на него не закладывалось. Со стартовым капиталом помогли структуры, не чуждые депутату «Единой России» Виталию Южилину.
Если умерший в 2005 году ГУП «Центр фестивалей и праздников» — целиком (на 100%) принадлежал городу, то родившееся в 2008-м ОАО «Международный центр фестивалей и праздников» — лишь на 51%. Остальными 49% изначально (с сентября 2008-го по май 2010-го) владело ЗАО «Городской центр праздников и фестивалей» (ГЦПФ). Руководила ГЦПФ та же Марина Фокина. По данным ЕГРЮЛ, 2% акций ГЦПФ были оформлены на нее, а 98% — находились в собственности компании N.W. ENTERNAINMENT GROUP LIMITED (зарегистрирована на Кипре, как и другие офшорные компании, контроль над которыми приписывают Южилину).
Весной 2010 года картина изменилась. Что вынудило внести в нее новые штрихи — загадка. По времени изменения совпали с проверками прокуроров.
Согласно ЕГРЮЛ, сегодня расклад в ОАО «МЦФП» таков: контрольный пакет (51%) — по-прежнему у города. А меньший (49%) передан — ООО «Управление проектами». В числе его учредителей Борис Грумбков — заместитель генерального директора и исполнительный директор МЦФП (6,1%), Василий Сазонов — заместитель генерального директора, художественный руководитель и главный режиссер МЦФП (14,3%), и снова Марина Фокина (79,6%). Только здесь ее доля возросла. Заодно — с амбициями. Впереди — столица?
— Мне поступают разные предложения, я пока не буду их комментировать, — взяла паузу Марина Львовна, — принимаю решение. Я хочу сохранить топ-менеджмент центра, хочу заниматься культурой, потому что это основа всей моей профессиональной деятельности. Я вольна в своем выборе…
Близкие Фокиной люди не скрывают: мобилизует команду, готовится к новой работе. Еще один подарок Москве из Петербурга?
Из ежегодного послания петербуржцам 2008 года: «Мы должны ответить на ожидания петербуржцев, подняв все наши городские праздники до той творческой планки и уровня художественного вкуса, который позволит называть их событиями культуры…»
Из ежегодного послания петербуржцам 2009 года: «Петербург обладает особым магнетизмом для культуры… Петербург должен рождать масштабные, эксклюзивные события… Согласна, кризис — не то время, когда начинают такие проекты. Но это самое время, чтобы их придумать».
Алла МАНИЛОВА,вице-губернатор Петербурга (2008—2011):
— История создания МЦФП проста и прозрачна. И в ежегодных посланиях губернатора, и на многочисленных совещаниях в Смольном Валентина Ивановна ставила вопрос о необходимости проведения масштабных общегородских событий на художественном и организационном уровне, достойном Петербурга. Крупные общедоступные культурные события — это возможность сплочения горожан разных социальных слоев, возраста, национальной принадлежности… Мне врезалось в память, как в Новый год на Дворцовой площади крепко держались за руки и активно общались нарядные двойняшки в куртках от Dolce & Gabbana и четверо ребятишек из многодетной семьи. Был ли у них вообще иной шанс когда-либо встретиться?..
Марина ФОКИНА,генеральный директор «Международного центра фестивалей и праздников»:
— Я могла бы прокомментировать эти сметы более подробно, если бы они были мне предоставлены. Но, даже не имея возможности их увидеть, могу сказать со 100%-ной уверенностью, что это чья-то провокация. Процедура подачи документации на конкурс заключается в следующем: к творческой заявке прилагается укрупненная смета праздника. После объявления победителя компания, выигравшая конкурс, сдает подробные сметы с расшифровками. Все эти документы подписаны ответственными лицами и скреплены печатями. Общая сумма обеих смет не может расходиться. По статьям расходов могут быть корректировки, связанные с объективными обстоятельствами творческого процесса, но они незначительны и всегда согласовываются с контролирующей организацией, в нашем случае — с Комитетом по культуре.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»