Сюжеты · Политика

Пришел и увидел: кто победил

Как просто гражданину превратиться в «гражданина наблюдателя»? И что он реально сможет наблюдать? На эти вопросы в сегодняшнем законодательстве есть довольно четкие ответы. Правда, не будем забывать, что в России главная проблема не столько с законами, сколько с их исполнением

Андрей Липский , зам. главного редактора
Как просто гражданину превратиться в «гражданина наблюдателя»? И что он реально сможет наблюдать? На эти вопросы в сегодняшнем законодательстве есть довольно четкие ответы. Правда, не будем забывать, что в России главная проблема не столько с законами, сколько с их исполнением
Что может наблюдатель, то есть гражданин РФ, назначенный таковым партией, участвующей в выборах?
Очень многое — в законе его права занимают целых 11 позиций (подробно — см. статью 30 закона). Он может знакомиться со всеми видами избирательных документов, наблюдать за процессом выдачи избирательных бюллетеней, за процессом голосования как внутри участка, так и вне его (пресловутые выносные урны!), за подсчетом голосов. И главное — знакомиться при подсчете голосов с любым бюллетенем (правда, «визуально»), с протоколами об итогах голосования и со всеми документами, приложенными к протоколам об итогах голосования и результатах выборов. Получая при этом от соответствующей избирательной комиссии копии протоколов. При необходимости — присутствовать при повторном подсчете голосов. Причем все это касается и специфических участков, сформированных в воинских частях, ЗАТО, больницах, санаториях и следственных изоляторах.
Несколько меньше прав у представителей СМИ (статья 32-я закона). Но и их, в принципе, достаточно для эффективного контроля за выборами (если, конечно, особо борзые представители избирательных комиссий не начнут их под всякими предлогами выставлять за дверь).
Итак, представители СМИ имеют право:
— присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;
— знакомиться с протоколами об итогах голосования, в том числе составляемыми повторно;
— получать копии протоколов и приложенных к ним документов;
— находиться в помещении для голосования в день голосования и (внимание!) производить фото- и видео-съемку.
Это «находиться в помещении» сформулировано не совсем внятно — непонятно, касается ли эта формула того места, где происходит подсчет голосов. Зато совершенно четкая формулировка содержится в статье 29-й: «На всех заседаниях избирательной комиссии <…>, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации».
Более того. В соответствии с инструкцией ЦИК, принятой постановлением ЦИК от 17 августа 2011 года (№ 26/254-6) и наблюдатели, и представители СМИ имеют право «вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии». То есть можно не только присутствовать при подсчете, но и фиксировать эту процедуру на фото- и видео-аппаратуру.
Итак, полномочий достаточно. Надо просто их знать и реально использовать независимо от воли тех, кому прозрачность выборов не нужна.
О том, как этого добиться, — в следующем выпуске рубрики «Голосуй? Не голосуй?»