Колонка · Политика

Кто компрометирует Алексея Навального

Юлия Латынина , Обозреватель «Новой»
Примечательная реакция обеих сторон: пресс-служба «Наших» принялась рассылать письма с требованием снять ролик, а Навальный посмеялся.
Признаться, я не большой охотник смотреть в чужие тарелки — за одним исключением: если смотрят в тарелку к тому, кто специализируется по подглядыванию в замочные скважины.
Потому что у нас то Катя Муму, то бегают за английским послом, то вскрываются личные данные людей, которые посылали Навальному деньги на «РосПил», то вот теперь — личная переписка Навального. И это всё можно. А вот в тарелку к Васе с 29-го комплекса — нельзя. «Марио» — это частное место. А личная переписка, стало быть, — публичное.
О том, что готовится масштабная акция по компрометации Навального, «Новая газета» написала еще заранее, что в общем-то ребят не смутило: бабки-то надо освоить.
Выполнена акция была с редкой бездарностью: вскрыли личную переписку, а поскольку в ней ничего не нашлось, то добавили пару изумительной грубости подделок якобы от Стаса Белковского, выдержанных примерно в следующих выражениях. Белковский: «Поскольку я тебя купил с потрохами, и вообще ты продажная тварь и враг режима, предлагаю тебе по такой-то цене мочить Дерипаску».
Навальный — в ответ: «Поскольку я продажная тварь, буду по такой-то цене мочить Дерипаску». Чувствуется, что авторы изучали российские былины, где главный отрицательный герой так и начинает речь: «Я собака Калин-царь».
Аналогичная история была, если вы помните, с первым письмом Ходорковского, еще из СИЗО, по поводу либеральных ценностей. Тогда Ходорковский писал текст несколько месяцев, он, естественно, лежал весь на виду в камере, и вот хитрые технологи текст взяли, убрали из него всё личное и опубликовали какие-то выжимки за никому не известной подписью на каком-то кремлевском ресурсе. А когда статья Ходорковского вышла, воскликнули: «Так он же списывал!» Ну и что? Прошло несколько лет, Ходорковский пишет статью за статьей, а неизвестная подпись сгинула: нет такой.
То же самое тут: взяли одну из кампаний, которые велись Навальным, подогнали под блоги (блестящие) инструкции неизвестного пиарщика (тупые) — и рады, что срубили бабла.
Забыли только одну маленькую деталь. Навальный выступал против участия госбанков — то есть ВЭБа, ВТБ и «Сбера» в IPO РУСАЛа в Гонконге.
Не припомните ли, что случилось с капитализацией РУСАЛа? Ответ: капитализация РУСАЛа в первый день торгов упала на 11%. «Якорным инвестором» выступил Внешэкономбанк, соорганизаторами — банки ВТБ и Сбербанк. То есть сразу эти 11% они и посеяли — наших с вами денег.
Это все равно что купить у прилавка сыр за 100 рублей и, еще не отходя от кассы, обнаружить, что он стоит уже 89. Теперь у меня вопрос: зачем ВЭБ так странно вложился в РУСАЛ? Ну, допустим, он считал, что это ценный актив и рано или поздно вырастет. Так зачем было участвовать в IPO? Вот купил бы к вечеру дня размещения — и сэкономил бы 11%.
Но, допустим, ВЭБ ошибся и не просчитал динамики цены. Но зачем он вообще участвовал в сделке? РУСАЛ на тот момент был должен ВЭБу. Если ВЭБ считал, что алюминий — хороший актив и вырастет, зачем помогать должнику отдать долг? Взял бы акциями, которые были в залоге.
Если Вася мне должен, и в залоге у меня его дом, зачем мне заносить ему с черного входа деньги, чтобы я залог, не дай бог, не получил? И кто у нас председатель наблюдательного совета ВЭБа? Путин. Догадайтесь с трех раз, кто принимал решение.
IPO РУСАЛа, конечно, не единственная изумительная операция наших госбанков.
Я бы очень хотела услышать от Навального, например, детальное расследование о том, что происходит с купленными на госденьги 5% Европейского аэрокосмического консорциума — EADS. Говорят, что трейдеры ВТБ в свое время начали тихонечко покупать акции в надежде на рост, когда они начали падать, решили докупить еще; вложили 1 млрд евро, а когда EADS окончательно рухнул, стало ясно, что пора признаваться, и тут они продали Кремлю эту историю о «стратегическом партнерстве». Теперь акции вроде бы пытаются сплавить в ОАК, но там проблема: ОАК возьмет по рыночной цене, убыток будет зафиксирован.
Я бы очень хотела услышать от Навального подробности про Сбербанк и Рублево-Архангельское; напомню, что первоначально это «гетто для миллионеров» собирался строить Сулейман Керимов; весной 2008-го, незадолго до кризиса, Керимов продал проект Шишханову, причем Сбербанк кредитнул Шишханова на сумму около 4,5 млрд долл. и получил 10% в проекте. Вот вопрос: сколько стоит сейчас эта земля (летом 2009-го — она стоила 400 млн долл.), правильно ли это вообще для госбанка — ввязываться в «город миллионеров», и правда ли, что Греф хочет спихнуть всё это в Московский международный финансовый центр?
Но в общем-то я должна сказать, что Рублево-Архангельское и EADS перед IPO РУСАЛа просто бледнеют.
И, кстати, такой вопрос. Ну хорошо, Навальному Дерипаску заказывает Белковский. А Белковскому кто? У Дерипаски один коммерческий враг — Потанин. Вопрос: какая вероятность, что Потанин-Тишайший обратится к врагу режима Навальному? Почему именно Навальному? Почему сразу тогда не к Каспарову? Ладно бы эти ребята еще подглядывали в настоящую замочную скважину; так у них ведь и скважины фальшивые.