Сюжеты · Политика

Заложница незалежности

Финальная часть уголовного преследования Юлии Тимошенко вполне может оказаться стартом большой политической игры, в которой серьезные репутационные потери грозят не только Украине, но и России

Финальная часть уголовного преследования Юлии Тимошенко вполне может оказаться стартом большой политической игры, в которой серьезные репутационные потери грозят не только Украине, но и России
29 сентября в ходе судебных дебатов Юлия Тимошенко открыла свой главный козырь, рассказав, что газовый кризис 2009 года был предопределен еще в 2005-2006 годах, когда НАК «Нафтогаз Украины» и компания RosUkrEnergo (RUE) подписали соглашение, которым на 25 лет – с 2005-го по 2030 год – установили фиксированную плату за транзит газа, но «забыли» зафиксировать цену на газ. А 4 января 2006 года было подписано российско-украинское соглашение, которым цена на газ устанавливалась на полгода и была поднята сразу на 90%. По словам Тимошенко, этим соглашением 100% поставок газа на Украину были отданы RosUkrEnergo. И подписали этот документ тогдашний президент Украины Виктор Ющенко, премьер-министр Юрий Ехануров, глава НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Ивченко, предприниматель Дмитрий Фирташ, нынешний министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко и глава администрации президента Украины Сергей Левочкин.
- У нас с вами никогда бы не возникло кризиса, если бы Украина цинично не отказалась от туркменского газа и не передала его RosUkrEnergo, - заявила Тимошенко. - Ведь они только деньги забирали из Украины и передавали России. Все. Это вся их работа. Уставный капитал RosUkrEnergo, когда ему передали право качать в Украину 10 млрд. кубометров газа, был 20 тысяч евро. И три афериста в учредителях - Фирташ, Бойко и Левочкин».
Своим выступлением в зале Печерского райсуда Киева Юлия Тимошенко однозначно дала понять, что она и ее соратники будут вынуждены раскрыть коррупционные схемы украинского руководства. Прежде всего газовые. И пружина часового механизма детонатора политической бомбы, похоже, уже взведена.
Эту «бомбу» Юлия Тимошеко заложила, еще будучи на свободе, когда 27 апреля подала в Федеральный окружной суд Манхэттена (Нью-Йорк) иск против швейцарской компания RosUkrEnergo и ее совладельца украинского олигарха Дмитрия Фирташа.
Иск Тимошенко базируется на законе Racketeering Influenced and Corrupt Practices Act (RICO), направленном на борьбу с коррупцией и отмыванием денег. Это так называемый class action – коллективный иск, к которому может присоединиться каждый, кто считает себя пострадавшим в результате действий RosUkrEnergo и Фирташа. Уже на момент подачи иска под ним, кроме Тимошенко, подписались семнадцать депутатов Верховной Рады Украины, имена которых не разглашаются.
В своем иске Юлия Тимошенко потребовала признать юридически ничтожным решение Стокгольмского арбитражного суда от 8 июня 2010 года, во исполнение которого украинская компания НАК «Нафтогаз Украина» вернула RosUkrEnergo 12,1 млрд кубометров газа. «Нафтогаз Украина» забрала этот газ из украинских подземных хранилищ в начале 2009 года. И забрала по распоряжению Тимошенко, занимавшей в то время должность премьер-министра Украины. Основанием для издания подобного распоряжения, был долг RosUkrEnergo перед российским Газпром в размере $1,7 млрд. долларов. Газпром переуступил право требования погашения долга НАК «Нафтогаз Украина». Но RosUkrEnergo не спешила гасить свою кредиторскую задолженность. В урегулирование ситуации пришлось вмешаться премьер-министру.
Однако уже в марте 2009 года RosUkrEnergo обратилась в Стокгольмский арбитражный суд, который 8 июня 2010 года вынес решение, что изъятые у RosUkrEnergo 11 млрд. кубометров газа должны быть возвращены швейцарской компании вместе с неустойкой в 1,1 млрд кубометров. 13 августа 2010 года решение Стокгольмского арбитражного суда подтвердил Шевченковский районный суд Киева. 24 ноября прошлого года уже и Верховный суд Украины оставил в силе вердикт районного суда.
Итак, исполняя судебные решения, НАК «Нафтогаз Украина» вернула RosUkrEnergo 12,1 млрд кубометров голубого топлива. Для этого украинской газовой компании пришлось нарастить объем поставок российского газа. 16 мая Интерфакс распространил информацию, что в первом квартале 2011 года Газпром нарастил объем экспорта газа на 31% «из-за роста потребления в Турции и Италии», а также в связи с поставками дополнительных 11 млрд. кубометров газа «Нафтогазу» для его возврата трейдеру RosUkrEnergo.
Юлия Тимошенко сотоварищи, апеллируя к американскому антикоррупционному законодательству, потребовали отменить решение Стокгольмского арбитражного суда, обвиняя руководство НАК «Нафтогаз Украина» и RosUkrEnergo в сговоре с целью введения в заблуждение Стокгольмского арбитражного суда и обмана граждан Украины, что «подрывает верховенство права на Украине». В судебном иске подчеркнуто, что решение арбитражного суда в пользу RosUkrEnergo было «использовано как средство получения огромных сумм денег, с которыми Фирташ и его партнеры могут и дальше распространять коррупцию, которая охватила все уровни власти, подавлять политическое инакомыслие через запугивание, вымогательство и другие нарушения основных прав человека и политических прав».
Если американская Фемида признает аргументы, изложенные в иске, убедительными и удовлетворит его, в соответствии с законом RICO, сумма требований будет автоматически утроена. И RosUkrEnergo придется вернуть НАК «Нафтогаз Украина» даже не 12,1 млрд. кубометров газа, а 36, 3 млрд. Этот объем стоимостью (в сегодняшних ценах) около 10 млрд. долларов, сопоставим с объемом газа, ежегодно поставляемого на Украину Газпромом.
Положительное для Тимошенко решение американского суда будет означать, что у RosUkrEnergo не будет другого выхода из ситуации, как обратиться к своим учредителям за помощью в выполнении судебного решения. То есть к компании Centragas Holding AG, контролируемой украинским олигархом Дмитрием Фирташом, и российскому Газпрому, которым принадлежат по половине акций швейцарского газового трейдера. И Газпром не сможет отказаться «помочь». Поскольку в противном случае RosUkrEnergo может предъявить Газпрому регрессный иск. Не исключено, что в рамках того же антикоррупционного закона RICO. Потому что именно Газпром в 2009 году фактически дал добро Юлии Тимощенко на изъятие из хранилищ на территории Украины газа, принадлежащего его дочерней компании RosUkrEnergo.
Рассмотрение иска, поданного еще в апреле, в Федеральном окружном суде Манхэттена так и не началось. Потому что в суд не было представлено доказательство, что копии иска вручены руководству компании RosUkrEnergo и Дмитрию Фирташу. Именно с даты вручения иска начинается отсчет 21 дня, в течение которых ответчики могут подать в суд свои возражения. И после этого начинается судебное рассмотрение иска.
Лондонский судебный спор между Борисом Березовским и Романом Абрамовичем стал возможен благодаря тому, что Березовский несколько лет постоянно возил с собой копию своего обращения в суд. И, как бы случайно встретившись в городе со своим бывшим партнером, смог вручить иск ответчику, несмотря на отчаянное сопротивление охраны Абрамовича. Соратникам Юлии Тимошенко не обязательно отлавливать Дмитрия Фирташа, чтобы вручить ему копию иска, поданного в Манхеттене. Американская судебная система позволяет «вручении иска» через средства массовой информации. Именно так поступила компания Майкрософт, когда обратилась в Федеральный окружной суд Западного округа штата Вашингтон к создателям компьютерной сети типа «ботнет», осуществляющего спам-рассылки. В качестве доказательства вручения иска ответчику Майкрософт представил газетные публикации.
Почему почти за шесть месяцев, прошедшие с момента обращения в американский суд Тимошенко сотоварищи не последовали примеру Майкрософта? Видимо, потому, что Тимошенко, как опытный политик, не может не понимать, что «A rising tide lifts all boats». Слова, приписываемые Джону Кеннеди означают не только «Прилив поднимает все лодки», но и возможность перевернуть эти самые лодки. Все. Без разбора. Поэтому и не было предпринято никаких шагов для вручения иска ответчику. А сейчас, когда Тимошенко загнали в угол, вероятность взрыва политической бомбы в Маннхетене резко увеличилась.
Президент Украины Виктор Янукович и его ближайшее окружение не могут не учитывать подобное развитие событий. Поэтому и предпринимают несколько сумбурные шаги по декриминализации тех статей уголовного кодекса, которые инкриминируются Юлии Тимошенко, чтобы была возможность хоть и осудить ее, но выпустить на свободу.