Заместитель председателя Союза десантников России Валерий Юрьев не исключает, что арест легендарного ветерана ВДВ полковника Леонида Хабарова это провокация спецслужб, направленная на дестабилизацию ситуации в России
Заместитель председателя Союза десантников России Валерий Юрьев не исключает, что арест легендарного ветерана ВДВ полковника Леонида Хабарова это провокация спецслужб, направленная на дестабилизацию ситуации в России
Справка «Новой»
Хабаров Леонид Васильевич
Кадровый офицер, полковник в отставке, кандидат философских наук. Окончил Рязанское воздушно-десантное училище и Военную академию им. Фрунзе.
Командир взвода разведки в Фергане, командир десантно-штурмового батальона в Чирчике, командир 4-го десантно-штурмового батальона 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады. Его батальон первым из войск Советской армии 25 декабря 1979 года вошел в Афганистан и взял под контроль перевал Саланг. Позднее со своим подразделением передислоцирован в Кундуз. Представлялся к званию Героя Советского Союза.
В ходе боевых действий в Панджшерской долине был тяжело ранен. После лечения в госпиталях Ташкента и Москвы окончил академию имени Фрунзе, после чего служил в Чирчике командиром мотострелкового полка.
В 1984—1985 годах снова служил в Афганистане, начальником штаба 56-й ОДШБ. Получил второе тяжелое ранение.
По окончании службы в Афганистане служил на Украине, в феврале 1991-го перевелся на военную кафедру Уральского политехнического института. С 1991 по 2010 год руководил военной кафедрой, которую реорганизовал сначала в факультет военного обучения, а затем в Институт военно-технического образования и безопасности Уральского федерального университета.
За мужество и героизм Леонид Хабаров награжден орденами Боевого Красного Знамени и «За военные заслуги».
Почетный житель Екатеринбурга.
22 сентября ветераны ВДВ передали в администрацию президента России обращение к Дмитрию Медведеву с требованием вмешаться в судьбу 64-летнего Леонида Хабарова и освободить полковника в отставке из-под стражи.
Накануне в Москве в Независимом пресс-центре прошла пресс-конференция, в которой приняли участие сын опального полковника офицер-десантник Дмитрий Хабаров, заместитель председателя Союза десантников России Валерий Юрьев, ветеран-афганец Анатолий Хан, представители ветеранских организаций из двенадцати регионов России.
Полковник в отставке Леонид Хабаров был арестован в Екатеринбурге 19 июля. Операцию по задержанию офицера провела оперативная группа ФСБ России. По информации, озвученной в ходе пресс-конференции Хабаровым, руководил арестом генерал ФСБ Украинцев, специально прилетевший в Екатеринбург из Москвы.
Вместе с Хабаровым были арестованы предприниматель Александр Ермаков, предположительно, по версии следствия, организатор мятежа, коммерсант Сергей Катников, экс-оперативный сотрудник милиции Владислав Ладейщиков и доктор наук, сотрудник Сельхозакадемии Виктор Кралин, которые, по версии ФСБ, должны были сформировать из потенциальных сторонников ударные боевые отряды.
Про «руководителя военного мятежа» Александра Ермакова СМИ писали, что он приехал в Екатеринбург из Кургана и объявил себя региональным представителем незарегистрированного общественного движения «Народное ополчение им. К. Минина и Д. Пожарского».
Арест ветерана боевых действий в Афганистане Леонида Хабарова, взбудораживший Екатеринбург, за пределами Свердловской области не получил большого резонанса. И это несмотря на то, что ему были предъявлены очень серьезные обвинения. По статьям 30, 279 и 205 УК РФ. «Подготовка военного мятежа» и «Содействие террористической деятельности».
По версии следствия, Хабаров со товарищи планировали силами нескольких вооруженных боевых отрядов захватить здания екатеринбургских ГУВД, ФСБ, МЧС и уничтожить их руководителей. Этим же отрядам якобы поручался захват складов с оружием. Группы диверсантов должны были взорвать электроподстанции Екатеринбурга, чтобы обесточить город и посеять панику среди населения. После этого мятежники якобы планировали мобилизовать и вооружить мужское население Екатеринбурга и такими силами держать оборону до подхода сторонников из соседних регионов.
Операция под кодовым названием «Рассвет» должна была начаться в Екатеринбурге на рассвете 2 августа, в День ВДВ. На финансирование операции было собрано 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
После ареста Хабарова следственные органы распространили сообщение, что в ходе операции по задержанию офицера были изъяты боеприпасы, наркотики, экстремистская литература.
Во время пресс-конференции Дмитрий Хабаров сообщил, что боеприпасами следствие признало коллекцию раритетных патронов, наркотиками — промедол с истекшим сроком годности, а экстремистской литературой — издания, которые свободно продаются в книжных магазинах.
В своей жалобе Леонид Хабаров написал: «У меня была редчайшая коллекция патронов всех видов оружия <…>. В основном трофейные. Здесь и израильский УЗИ, и американские М-16, кольт и знаменитый афганский БУР-303. Эта коллекция находилась у меня на столе в кабинете… Ее с удовольствием разглядывали представители высшего руководства Вооруженных сил, МВД, ФСБ, милиции и правоохранительных органов. Я не помню, чтобы от кого-то было какое-либо предостережение. Наркотики — это аптечка с промедолом, которую положили мне на носилки после операции в Кабуле <…>. Эта аптечка оказалась невостребованной, как память. Срок действия этого «наркотика» — 5 лет, а прошел уже 31 год».
5 сентября в екатеринбургском СИЗО побывали члены Общественной наблюдательной комиссии при УФСИН РФ по Свердловской области (ОНК).
Как сообщил «Новой» секретарь ОНК Сергей Плотников, Леонид Хабаров находился в камере, где вместе с ним содержались еще четверо подследственных:
— Состояние здоровья Леонида Васильевича оставляло желать лучшего. Он дал согласие на то, чтобы ОНК изучила его медицинские документы. Там такой букет заболеваний… Я считаю, что в СИЗО ему не место — именно по состоянию здоровья. У Хабарова имеются сердечные заболевания.
По словам Дмитрия Хабарова, участие его отца в политике ограничивалось исключительно участием в выборах.
— Отец неизменно голосовал за «Справедливую Россию», — сказал Хабаров-младший, являющийся одним из руководителей Свердловского регионального отделения «Справедливой России». — Когда в Екатеринбург приезжал руководитель партии Сергей Миронов и я проинформировал его об аресте отца, реакция Сергея Михайловича была предельно лаконичной. Он сказал: «Совсем оборзели».
Между тем срок содержания под стражей Хабарова истекал 18 сентября. Но 7 сентября решением Верх-Исетского районного суда срок ареста был продлен еще на четыре месяца. 15 сентября Леонида Хабарова доставили в Москву и поместили в «Лефортово».
— Несмотря на всю абсурдность предъявленных обвинений, мы не требуем закрытия уголовного дела, потому что не сомневаемся, что в ходе судебного рассмотрения оно развалится. Но мы опасаемся, что Леонид Васильевич просто не доживет до суда, поэтому требуем его освобождения. Под подписку о невыезде, — заявил ветеран афганской войны Анатолий Хан.
Анатолий Хан, приехавший на пресс-конференцию из Санкт-Петербурга, также заявил, что «ветераны Северо-Запада возмущены арестом Хабарова и готовы к активным протестным действиям».
— Мы готовы вывести на улицу тысячи людей, — предупредил ветеран.
Заместитель председателя Союза десантников России Валерий Юрьев, также участвовавший в пресс-конференции, уточнил, что сегодня союз объединяет 38 тысяч человек, прошедших службу в ВДВ.
— Наша организация — не политическая. Единственное политическое требование, которое выдвигала организация за все время своего существования, — это отставка министра обороны Сердюкова, деятельность которого, как мы считаем, направлена на развал Вооруженных сил России. Арест Леонида Васильевича Хабарова провоцирует политизацию ветеранов ВДВ. Потому что Хабаров — это легендарная личность для каждого десантника. Его имя золотыми буквами вписано в историю ВДВ. Его имя и его подвиги знает каждый десантник.
Уже после пресс-конференции Валерий Юрьев сказал мне, что не исключает, что арест полковника Хабарова и обвинение его в подготовке вооруженного мятежа — это провокация спецслужб, направленная на дестабилизацию ситуации в России и на провоцирование именно ветеранов-десантников на действия, выходящие за рамки закона.
— Сейчас мы удерживаем ситуацию, — сказал Юрьев. — И очень рассчитываем на вмешательство президента России в судьбу Леонида Хабарова.
От редакции. Мы намеренно не стали вдаваться в систему доказательств и контраргументов. Поскольку это суд должен решить: имел ли место реальный заговор, попали ли под пресс невиновные; или одни, скажем так, любители теории заговоров столкнулись с другими.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»