Сюжеты · Культура

Стоппард и все-все-все под «Дождем»

Прямой эфир: от Праги-1968 до выборов-2012

Елена Дьякова , обозреватель
Прямой эфир: от Праги-1968 до выборов-2012
23 сентября в 13.30 на телеканале «Дождь» прошла в прямом эфире дискуссия «Неравнодушный рок».
Собеседниками ведущего Михаила Козырева были Том Стоппард, автор пьесы «Рок-н-ролл», режиссер Адольф Шапиро, поставивший эту пьесу в РАМТе, первый менеджер Pink Floyd Питер Дженнер, музыкальный критик Артемий Троицкий, музыканты группы The Plastic People of the Universe (в известном смысле — персонажи пьесы Стоппарда) Вратислав Брабенец и Джо Карафиат, лидер рок-группы «Центр» Василий Шумов. Говорили — о спектакле, конечно же. О том, что главным раздражителем для тоталитаризма становится даже не прямой протест, а спокойное мужество человека, не желающего участвовать в играх системы. О том, кого из собеседников, когда и при каких обстоятельствах пытались вербовать спецслужбы. О судьбе Сида Баррета, покинувшего Pink Floyd из-за душевной болезни, о том, не была ли эта болезнь реакцией протеста на успех и сопутствующую ему коммерциализацию музыки… не выставил ли Баррет безумие как щит против всех, кто душил Pink Floyd в объятиях?
«А вы лично что выбрали?» — спросил Козырев у Питера Дженнера. «Я — здесь до сих пор. Значит, я остался на стороне истеблишмента», — с британской твердостью ответил седой президент Международного форума музыкальных продюсеров. И добавил через секунду: «Хотя, возможно, было бы разумнее сойти с ума».
Сид Баррет — тоже персонаж «Рок-н-ролла» Стоппарда. В первом акте он — Дудочник на ограде профессорского сада в Кембридже 1968 года, во втором — жертва преуспевающей светской хроникерши 1990 года: Стоппард тонко показывает в пьесе поворот, пережитый душами европейцев в последней четверти XX века.
Но так как разговор на «Дожде» происходил на нашей почве — он пришел в конце концов к вопросу об участии и неучастии в социальной жизни, о гражданской апатии — как с танками на перекрестках, так и с шопингом в Лондоне. О том, в конце концов, кто из участников пойдет на выборы 2012 года.
Уровень разговора вполне соответствовал слогану «Дождя»: «Не бойтесь включить телевизор».