Самым важным условием массовой поддержки нынешнего режима является общественное согласие в том, что при президентстве Путина доходы населения росли. За это бедное и усталое от потрясений общество готово было закрыть глаза на административный произвол и войну в Чечне, коррупцию и усиливающееся социальное неравенство, не говоря уже об имитационной демократии и фокусах с выборами. Подавляющая масса людей, включая и самых бедных, поверила, что рост благосостояния - надолго. В 2009 году эта уверенность оказалась подорванной. Сомнения относительно будущего усиливались из-за неверия половины населения страны в способность нынешних властей найти выход из сложившейся ситуации.
Наибольшее раздражение и недовольство вызывают Т.Голикова, В.Мутко, А.Фурсенко, А.Сердюков (их отставку готовы поддержать от 71 до 77%). Подчеркну: чем более политически ангажированными являются избиратели, тем сильнее они склонны настаивать на отставке министров. Но партийные предпочтения здесь играют незначительную роль: даже среди избирателей ЕР преобладают в целом отрицательное отношение к членам правительства (исключая опять-таки С.Шойгу, которого готовы поддержать избиратели не только «Единой России», но также «справедливороссы» и жириновцы).
Но мнения избирателей не имеют особого значения в нынешней конструкции политической системы в России, поскольку состав министров никак не связан с выборами и волей избирателя. В отличие от того, что записано в Конституции РФ, власть в России, как это представляется обычным людям, имеет самодостаточный характер, то есть ее устройство не предполагает какого-либо механизма ответственности перед гражданами (табл.3).
Лев Гудков,
Левада-центр, —
специально для «Новой»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»