Кучму и Литвина наконец-то назвали заказчиками в деле Гонгадзе
Сегодняшняя судебная жизнь в Украине напоминает меню дорогого ресторана, будоражащего гурмана изысканными деликатесами. Суд над экс-премьером Тимошенко, суд над экс-главой МВД Юрием Луценко, суд над 65-летней пенсионеркой Галиной Швыдкой, получившей 10 суток ареста за то, что в знак протеста срезала кусок ленточки с именем Виктора Януковича на венке, который тот возложил к памятнику Шевченко. До недавнего времени яство под названием «Суд над убийцей журналиста Георгия Гонгадзе экс-генералом милиции Алексеем Пукачем» в меню не значилось. Но 31 августа появились все основания считать, что в ближайшие дни именно оно станет центральным.
В этот день Пукач, бывший начальник службы внешней разведки (т.е. «наружки») МВД Украины, который до этого признался в том, что собственноручно задушил журналиста Георгия Гонгадзе, назвал суду во время допроса имена заказчиков убийства. А именно экс-президента Украины Леонида Кучму, нынешнего спикера украинского парламента Владимира Литвина (на момент убийства — глава президентской администрации), нынешнего губернатора Винницкой области Николая Джигу (на момент убийства — первый заместитель главы МВД) и покойного министра внутренних дел Юрия Кравченко. Который в 2005 году странным образом покончил жизнь самоубийством, дважды (!) выстрелив себе в голову из пистолета.
С учетом того, что суд проходит в закрытом режиме (многие документы в деле относятся к государственной тайне), эту сенсацию обнародовал один из потерпевших — коллега Георгия Гонгадзе, журналист Алексей Подольский. Тот самый, которого в 2000 году подчиненные Пукача во главе со своим шефом похитили и жестоко избили.
Позже эту информацию подтвердила и адвокат, представляющая интересы вдовы Георгия Гонгадзе Мирославы.
По словам Подольского, Пукач в показаниях суду, в частности, заявил, что: «Когда получал от Кравченко заказ на Гонгадзе, тот ссылался на президента». «Кравченко говорил: ты, мол, понимаешь, о чем речь, президент лично дал указание», — сказал Пукач и добавил, что после убийства Гонгадзе его вызвали в кабинет Юрия Кравченко, где кроме министра находились Владимир Литвин, Николай Джига и Эдуард Фере, который на момент убийства Гонгадзе возглавлял аппарат МВД (а ныне тоже покойный. — А.К.). Кравченко сказал Литвину: «Это тот самый парень, начальник нашей разведки, который вывез и убил Гонгадзе». На что Литвин сказал: «Я это очень хорошо знаю». При этом Кравченко уверял Литвина, что «мы преданы президенту и исполним любой его приказ». И Литвин якобы постоянно кивал головой.
Но полноценного сеанса разоблачения не получилось. Суд неожиданно прервал допрос, назначил следующее заседание на 3 октября, и в воздухе явственно пахнуло политтехнологиями. Потому что месячный перерыв в этом громком деле, который, конечно же, будет заполнен активным пиарно-медийным муссированием проблемы, означает очередную попытку властей отвлечь всеобщее внимание как от суда над Юлией Тимошенко, так и от текущих проблем, которых накапливается все больше и больше.
Кроме того, не исключено, что действующая власть попробует использовать «разоблачительный фактор» и в работе очередной сессии Верховной рады, которая начинается 6 сентября. Опять же попытавшись перевести стрелки с протестов парламентской оппозиции по поводу дела Тимошенко на «дело Литвина», которое вне всяких сомнений попробуют раскрутить по полной программе. Что может предоставить команде Януковича дополнительные инструменты давления на спикера при проведении через парламент необходимых законопроектов.
Но скорее всего, ожидаемого власть от этой затеи не получит.
Во-первых, делу Гонгадзе в сентябре исполняется 11 лет. За это время его настолько затерли, что оно перестало быть для населения чем-то знаковым. Равно как и разоблачительные пленки майора Мельниченко, приобщенные к делу в суде над Пукачем.
Во-вторых, Леонид Кучма, оставивший президентский пост в 2005 году, давно уже потерял демонический ореол. Этакий 73-летний «пенсионер союзного значения», который время от времени награждает каких-то талантливых детей в рамках работы именного фонда.
Возможную печальную участь Литвина можно даже не обсуждать. Его выход из политической игры пройдет еще более незаметно. Не говоря уже о каком-то там винницком губернаторе.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»