Депутаты могут ввести практически полный запрет на аборты в России. Уменьшение доступа к легальной медицине спровоцирует рост подпольных абортов, коррупцию и увеличение материнской смертности. Появившиеся нежеланные дети обречены на нездоровье, а их семьи на несчастья, говорят эксперты.
Уменьшение доступа к легальной медицине спровоцирует рост подпольных абортов, коррупцию и увеличение материнской смертности. Появившиеся нежеланные дети обречены на нездоровье, а их семьи на несчастья, говорят эксперты.
Поправки в законопроект «Об основах здоровья граждан», который будет внесен, скорее всего, уже осенью, на второе чтение в Госдуму, с его наступлением на репродуктивную свободу выбора женщин, не смогут ни сократить количество абортов, ни увеличить рождаемость в России, заявили участники пресс-конференции в Независимом пресс-центре. Цель атакующих, по мнению экспертов, в как можно большей степени отобрать контроль за репродуктивным поведением женщины из ее рук и передать отобранные права мужчине-«опекуну» и государству. Новые поправки борются именно с женщинами, а не с абортами, сделали вывод эксперты.
СправкаС 1991 года число абортов в России, уменьшилось более чем в два раза, а в 2007 году впервые за регистрируемую историю число абортов стало меньше числа рождений и продолжает снижаться. Максимального значения число абортов достигало в 1964 году — 5,6 млн. Самые большие успехи в снижении количества абортов были достигнуты в 1993–1998 годах, когда действовала президентская программа планирования семьи. В этот период число абортов уменьшалось на 180 тыс. в год. После свертывания госпрограммы темпы снизились вдвое и составили около 90 тыс. в год в период с 1999 по 2008 год. Динамика остается положительной.
Нужны поправки: версия депутатов
Но депутаты рассчитывают, что по этим позициям никаких особых возражений в Госдуме не будет. Споры, скорее, может вызвать предложение комитета Елены Мизулиной, предполагающее оставить бесплатным (в системе ОМС) исключительно проведение абортов по медицинским показаниям или при беременности, наступившей при изнасилованиях, а в остальных случаях сделать платным. Социальные показания к абортам в проекте закона резко уменьшены, фактически среди таких причин осталась одна — наступившая по причине изнасилования. При этом депутаты предлагают деньги, уплаченные за выполнение аборта, перераспределять для помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, но решившим оставить ребенка. Также для сокращения количества абортов предполагается ежемесячное пособие с 13-й недели беременности до наступления отпуска по родам и усиление контроля при продаже препаратов, вызывающих медикаментозный аборт. Среди предложений обязательная «неделя тишины» — запрет проводить аборт раньше 48 часов с момента обращения женщины в клинику, а при сроке беременности до 11 недель — ранее 7 суток с момента обращения, кроме каких-то совсем исключительных случаев. Уже осенью эти предложения могут быть приняты.
Много подтасовок: версия врачей
«Проблемы, толкающие женщину к аборту не медицинские, в абсолютном большинстве случаев они — социальные и экономические, это часто одинокие женщины или забеременевшие от нелюбимых мужчин, — говорит эпидемиолог, президент Общества специалистов доказательной медицины, профессор Василий Власов. — С этими причинами нужно бороться, а не запугивать женщин и не отнимать у них право рожать тогда, когда женщина этого хочет». В этом вопросе, по его мнению, много подтасовок и лжи. Несмотря на все запугивания, среди причин материнской смертности прерывание беременности занимает только 10%, и эта операция несет в себе существенно меньше рисков, чем, к примеру, роды и вынашивание ребенка, но об этом умалчивают. Сократить число легальных абортов у разработчиков законопроекта, возможно, и получится, сказал эксперт. Однако в странах, где аборты малодоступны или недоступны, резко повышается количество куда более опасных криминальных абортов. Это ведет к нескольким очень печальным последствиям: уровень материнской смертности резко повышается; появляется масштабный «абортный туризм» в соседние страны, где аборты разрешены.
Доктор медицинских наук, доцент кафедры репродуктивной медицины и хирургии Московского медико-стоматологического университета Галина Дикке утверждает, что все риски при абортах приходятся на второй триместр беременности, то есть на поздние аборты, и любые отсрочки, как это предлагают новые поправки, решения женщин не изменят, но привнесут лишь увеличение этих рисков. Нет также доказательных данных, что аборт увеличивает вероятность последующего бесплодия, ответила профессор Дикке на вопрос «Новой газеты».
«Базой для увеличения рождаемости может быть только борьба с самопроизвольными абортами, — утверждает гинеколог. — Их немало, а причины — экстрагенитальные заболевания, хронические инфекции, патологии беременных». Профессор Дикке рассказала об исследовании, которое проводили специалисты-медики под патронатом ВОЗ и Минздравсоцразвития в Московской, Свердловской и Ивановской областях в 2009 году. Доля материнской смертности, приходящаяся на осложнения после абортов, проведенных до 12 недель беременности, составила 0%. Медики узнали, что материнская смертность при абортах на поздних сроках среди причин составила 55,5%, а по причинам, не связанным с беременностью, погибли 38,9% от всех умерших матерей; велика была доля матерей, погибших от криминальных абортов. Но из опросов 800 участниц исследования также стало ясно, что 37% женщин, кому медики отказали в прерывании беременности, все равно нашли такую возможность.
Не тот путь: версия правозащитника
«Аборт является легальным в большинстве стран-членов Совета Европы. Комитет по равным возможностям женщин и мужчин считает, что запрещение абортов не приведет к снижению их числа, а скорее будет способствовать увеличению числа операций, совершенных во внебольничных условиях, травматичных и опасных. (Парламентская ассамблея Совета Европы, Док. 11537, 17 марта
2008 г.)», — приводит международные доводы гендиректор Российской ассоциации «Народонаселение и развитие», врач Любовь Ерофеева.
«Только распространением цивилизованной контрацепции можно сократить аборты. Конечно, аборты — это плохо, но, подчеркиваю, для каждой женщины это всегда крайняя мера. А предлагаемые методы борьбы с ними скорее приведут к противоположным результатам по сравнению с заявленными целями, — говорит Ерофеева, — к криминальным абортам и коррупции».
Более того, ограничения, считает Ерофеева, ударят по самым незащищенным женщинам, тем, кто живет в провинции и на селе, у кого нет финансовой и социальной поддержки. «Поправки также предполагают насильственно заставить изучать снимки УЗИ и слушать сердцебиение плода перед проведением аборта, — говорит Ерофеева. — Это уже вариант «инквизиции», навязывание женщине чувства вины на всю жизнь». Такие действия поддерживает РПЦ.
Упрощенный подход: версия демографа
По мнениюстаршего научного сотрудника лаборатории экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Бориса Денисова, «никогда запрет абортов не приводил к устойчивому росту рождаемости, это упрощенное понимание проблемы. Проблема аборта для нашей страны надуманна, поскольку главная демографическая проблема России — феноменально высокая смертность мужчин трудоспособного возраста». К сожалению, заметил ученый, сегодня государство не говорит об иных, кроме аборта, способах регулирования рождаемости.
В этом выводе с демографом солидарно и Минздравсоцразвития. «Если мы примем такие радикальные меры, то получим ситуацию, которая уже была в СССР в 1937–1953 годах, когда аборты были запрещены. Это сопровождалось материнской смертностью и детоубийствами, — комментировала ранее для СМИ идею запрета абортовдиректор департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России Валентина Широкова. — Запрет абортов не решит демографических проблем».
В Европе аборты запрещены только в Ирландии, Польше и на Мальте, где государство тесно связано с церковью, говорят эксперты. И нигде от этих мер население не выросло. В Ирландии до сих пор процветает подпольная торговля абортивными препаратами. В Польше после введения запрета количество абортов сократилось, но они плавно перетекли в «абортный туризм», женщины этой страны делают аборты в Белоруссии, на Украине или в России. И вполне вероятно, считает Любовь Ерофеева, что под влиянием ЕС в Польше могут скорректировать законодательство по этому вопросу.
«Исследования, проведенные в РФ и в других странах, показали, что наиболее жесткими противниками права женщины на аборт являются люди, у которых нет риска аборта, то есть в первую очередь мужчины, во вторую — женщины старше 50 лет. Иначе говоря, это люди, кому беременность не грозит», — говорит Борис Денисов.
Влияние на количество абортов в России
Синяя линия — это статистика абортов в России. Желтая линия показывает, как изменялось бы число абортов, если бы темпы их уменьшения в 2000-е продолжались на уровне 1990-х, когда работали программы планирования семьи.
Что делать: версия экспертов
Хотя положение с количеством абортов в России улучшается с каждым годом, все равно их производится слишком много, и, по мнению экспертов, делаются они часто плохо, подвергая риску здоровье женщин*. Но существует несколько мер разного масштаба, которые, в отличие от обсуждаемых в Госдуме предложений, действительно могли бы помочь российским женщинам и сократить число абортов.
Нужны масштабные демографические исследования, поскольку сейчас невозможно получить достоверные данные о многих аспектах репродуктивного поведения россиян.
Необходима модернизация системы производства абортов: сегодня Россия отстает на несколько десятилетий от других развитых стран в области техники абортов. Это приводит к серьезным негативным последствиям для женского репродуктивного здоровья.
Предотвращать нежелательные беременности возможно с помощью контрацепции. Для этого необходимо обеспечить как можно более широким слоям населения регулярный доступ к качественной современной контрацепции. Идеалом было бы бесплатное распределение контрацептивов для малоимущих женщин и девушек-подростков — именно благодаря таким мерам в Голландии, которую «борцы с абортами» любят ставить России в пример, достигнут такой низкий уровень абортов, отметили эксперты.
Предотвращение нежелательных беременностей с помощью сексуального просвещения дает хорошие результаты. В российских школах до сих пор нет программ сексуального просвещения, которые бы позволили сильно сократить число подростковых беременностей.
И последнее. Необходима борьба с репродуктивным принуждением: известны случаи, когда партнер женщины или ее семья лишают ее возможности свободно распоряжаться своим репродуктивным поведением. Это может выражаться и в принуждении к беременности, и в принуждении к аборту, и в принуждении к родам. А поведение женщины может быть продиктовано социально-экономическими причинами, на которые и нужно влиять. Нежелательная беременность должна перестать быть «женской проблемой».
*По данным эксперта Любови Ерофеевой, в России неоправданно широко распространен хирургический аборт (более 79%), вызывающий существенно больше осложнений по сравнению с медикаментозным.
Ирина Власова
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»