Сюжеты · Общество

В Пироговке «мертвые души» торговались по 20 000 евро за штучку

Во «втором меде» нашли способ освободить бюджетные места для нужных людей

Во «втором меде» нашли способ освободить бюджетные места для нужных людей
Ирина Власова, медицинский обозреватель — специально для «Новой»
Грубые нарушения при поступлении во «второй мед», или РГМУ им. Пирогова, публично признали директор департамента образования и развития кадрового резерва Минздравсоцразвития Вадим Егоров и замруководителя Рособрнадзора Татьяна Бархатова. «По итогам проверки факты, связанные с наличием абитуриентов, не имевших результатов ЕГЭ, но которые при этом были в списке рекомендованных к зачислению, подтвердились, — сообщила на пресс-конференции 8 августа Татьяна Бархатова. — Дело передано в Генпрокуратуру, а рекомендательный список исправлен». В ходе проверки был составлен протокол об административном правонарушении. После скандала, который вылился в блоги и СМИ, специалисты обоих ведомств вместе с техперсоналом отправились в РГМУ изучать «схему» подлогов, документацию и брать объяснительные с членов приемной комиссии, дабы понять, как в вузе появились абитуриенты-призраки.
Как всплыли «мертвые души»
На прошлой неделе программист Виктор Симак, пытаясь помочь своему знакомому просчитать шансы стать студентом медицинского вуза, проанализировал списки ЕГЭ абитуриентов, подавших заявки в Российский государственный медицинский университет им. Пирогова, и, к своему удивлению, обнаружил, что из 709 человек, рекомендованных к зачислению, 536 являются «мертвыми душами». Симак рассказал о своих подозрениях на форуме студентов РГМУ им. Н.И. Пирогова, а также в своем ЖЖ, сообщил он и имена абитуриентов-призраков. У программиста получилось, что никто из реальных абитуриентов не сможет претендовать на государственное обучение — кроме этих странных людей. У которых, во-первых, обязательно насчитывается больше 270 баллов за три ЕГЭ. (Эти уникальные люди в 93% случаев набрали от 271 до 284 баллов, что просто потрясающий результат!) Во-вторых, все они могут поступать в РГМУ вне конкурса как льготники. И при этом НИКТО из них в другие медицинские вузы документы не подавал. Это — в-третьих. Причем все они организованно подавали документы в конце срока — с 18 по 25 июля и только в единственный медвуз — в РГМУ. Если к ним добавить поступающих на целевое обучение из регионов — «целевиков», которых зачислят в студенты вне конкурса, то бесплатных мест в РГМУ в общем-то уже и не остается.
Симак предположил следующий механизм хитрой подтасовки. Если в «первую волну» рекомендовать к зачислению по максимуму «мертвых душ», во «вторую волну» — снова «мертвых душ», то настоящие абитуриенты с высокими баллами вынужденно уйдут в другие вузы. После этого в конце приема документов на эти места, где нет реальных претендентов, можно брать кого угодно, нужных людей или… с кем договорятся. Скорее всего, небескорыстно.
Программист разместил открытое письмо ректору РГМУ им. Пирогова (он же и президент Российского союза ректоров) Николаю Володину, в котором попросил разъяснить, что же это за грандиозная подтасовка.
После этих публикаций руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова заявила в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что списки «мертвых душ» аннулированы прямо в среду, 3 августа, когда дело закрутилось. Кроме того, она отметила, что ситуация — это «большой успех единого государственного экзамена, который не позволил махинации, которая была задумана, быть реализованной»… Рособрнадзор, начав заниматься ситуацией в РГМУ, выяснил, что в федеральной базе сдававших ЕГЭ 75% абитуриентов, которые хотят поступать в РГМУ и рекомендованы в студенты, вообще нет. Почему этого не увидели или не захотели увидеть в приемной комиссии РГМУ, теперь будет разбираться следствие.
Финт легко проверяется
Избегая называть полученный результат проверки мошенничеством, директор департамента образования и развития кадрового резерва Минздравсоцразвития Вадим Егоров доложил о том, что же удалось узнать техническим специалистам в РГМУ. Доказано, уточнил Егоров, что в период с 18 по 25 июля с четырех компьютеров специальной функцией были введены в рекомендательный список 629 позиций из прошлогодней базы вуза с некоторыми изменениями фамилий или инициалов. Причем технически доказано, что все четыре компьютера находятся в приемной комиссии РГМУ. Установлены логины и физические адреса лиц, сделавших эту работу. Приемная комиссия не смогла представить на внесенных абитуриентов личные дела. Четыре сотрудника и секретарь приемной комиссии уволены. «К руководителю вуза, который является и председателем приемной комиссии, будут применены самые жесткие меры дисциплинарного взыскания, вплоть до увольнения. Решать это будет министр Голикова», — сказал Егоров. «Была ли схема коррупционной, проверяет прокуратура», — уточнил он. «Мы направили письмо учредителю вуза. Если прокуратура докажет состав преступления, виновным будет предъявлено обвинение по статье, которая предусматривает штрафные санкции в размере 100 тысяч рублей», — добавила Татьяна Бархатова. «Я работаю до тех пор, пока мне разрешат работать», — сказал Николай Володин, комментируя это заявление Егорова. По отзывам сотрудников вуза, обстановка в РГМУ продолжает оставаться «довольно нервной».
Вадим Егоров сообщил на пресс-конференции, что лимит государственных мест в РГМУ на нынешний год составляет 1200 мест, 128 абитуриентов будут приняты по целевому набору, а количество «мертвых душ» составило 628 человек. Цифры чуть отличаются от цифр программиста Виктора Симака, но даже в худшую сторону.
Уволит ли Голикова Николая Володина?
Накануне пресс-конференции 8 августа ректор РГМУ Николай Володин уверенно говорил СМИ о возможном «техническом сбое», «хакерской атаке» и о том, что, скорее всего, произошло «несанкционированное вмешательство» и «внесение информации извне», а также о том, что у вуза «не хватило сил проверить все несколько тысяч заявлений должным образом». Причину, по которой все льготники рванули поступать именно в РГМУ, ректор объяснил наличием у вуза общежития, отсутствием очередей и «простотой сдачи документов». Секретарь приемной комиссии Андрей Богданов даже говорил СМИ о «тяжелой и глупой провокации против РГМУ». Сам ректор себя виновным не признает и намерен работать и дальше. Теперь, после обнародования фактов, выявленных комиссиями, министру Татьяне Голиковой придется решать, мог ли ректор Николай Володин, он же председатель приемной комиссии РГМУ, не знать о том, что делается в комиссии, которую он же и возглавляет.
«Новая» задала этот вопрос нескольким экспертам, и все они ответили: «Вряд ли». Но на условиях анонимности один из представителей отрасли заявил, что «медвузы испокон веков были кормушкой министерства», а, «освободив «мертвыми душами» реальные бесплатные места, их уже можно было использовать и для получения денег, и для выделения мест нужным людям». В этом году, по словам эксперта, предлагали прием на бюджетные места в медвузах за 20 тысяч евро, а в Российском студенческом союзе «Новой» заметили, что в этом сезоне уже неоднократно были обращения в союз родителей абитуриентов, которым предлагали заплатить от 350 000 до 400 000 рублей за поступление школьника в вуз.
Потому, дабы не подставлять под удар ведомство, министру Голиковой, которой к тому же поручено разработать закон о коррупции, придется быть принципиальной.
А что у остальных?
В ведении Минздравсоцразвития находятся четыре московских учебных заведения. Подробный мониторинг сообщений о коррупции в приемных комиссиях медвузов, о которых написали в блогах и на сайтах посетители, ведомство провело, но, по словам Егорова, «ни одна информация подтвержденной не оказалась».
«Возможно, они не единственные», — сказал «Новой» заместитель председателя Комитета по образованию, депутат Олег Смолин. Смолин считает, что выпускник школы должен иметь выбор: сдавать ЕГЭ или экзамен в традиционной форме, поскольку введение ЕГЭ вместо «борьбы с коррупцией лишь увеличивает ее». Член-корреспондент РАО Александр Абрамов сказал «Новой» о том, что «формы мошенничества не только при проведении ЕГЭ, но и при зачислении плодятся и умножаются», и «появилось множество оснований для того, чтобы Генпрокуратура наконец занялась всем этим делом». А «инновационный метод», который был избран для схем попадания в РГМУ нужных абитуриентов, ну что ж, он тоже, видимо, не случаен, не зря же в 2010 году РГМУ стал «национальным исследовательским университетом»…