Сюжеты · Общество

Агенты по прикрытию

Как и почему миллионы бюджетных денег, выделенных ФК «Химки», уходили на счета сомнительных посредников и компании с Виргинских островов

Московская область до недавнего времени славилась своими футбольными достижениями — несколько лет назад зрители могли наблюдать подмосковное дерби «Сатурн»—«Химки» в рамках турнира премьер-лиги. Не каждый регион способен на такое...
Московская область до недавнего времени славилась своими футбольными достижениями — несколько лет назад зрители могли наблюдать подмосковное дерби «Сатурн»—«Химки» в рамках турнира премьер-лиги. Не каждый регион способен на такое представительство в элите. Однако сегодня ни тот, ни другой клуб в премьер-лиге не играют: «Сатурн» проходит процедуру банкротства, а «Химки» карабкаются по турнирной таблице первой лиги. Но причина такой неожиданной рецессии носит далеко не спортивный характер. Раменский «Сатурн», например, просто не смог расплатиться с миллиардным кредитом, взятым в период руководства клубом Борисом Жигановым — бывшим главой аппарата правительства Московской области. Об этом «Новая» уже писала (см. «Новую газету», № 05 от 21 января 2011 года). На этот раз мы расскажем, как с помощью агентов расходовался бюджет подмосковных «Химок».
Но для начала напомним, что футбольный клуб «Химки» — муниципальное учреждение. Такая организационно-правовая форма позволяет получать деньги напрямую из областного и городского бюджета. Президентом клуба с 2004 года является мэр Химок Владимир Стрельченко — большой поклонник спорта; в свое время ему удавалось распределять региональный бюджет в пользу футбола. Однако часть солидных финансовых отчислений в клуб, как оказалось, оседали в карманах третьих лиц. Случилось это, судя по всему, не без помощи бывшего гендиректора «Химок» Михаила Щеглова — исполнительного директора «Спартака» времен Андрея Червиченко, перебравшегося в подмосковный город по протекции мэра.
Когда в 2006 году клуб завоевал путевку в премьер-лигу, размер дотаций от города резко увеличился. Вместе с тем возросли и затраты на приобретение футболистов, в том числе на оплату услуг их агентов.
Первое знаковое усиление клуба состоялось в 2007-м: «Химки» пополнились словенским полузащитником Настей Чехом. 28 декабря 2006 года «Химки» в лице своего генерального директора Михаила Щеглова заключили агентское соглашение с компанией Asnate Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, в лице ее директоров Элвера Рача (лицензия агента от федерации футбола Хорватии) и Слободана Недича. О последнем российский футбольный рынок знает немногое, зато Элвер Рач — среди агентов на слуху. Так, по некоторым сведениям, этот посредник тесно работал с «Амкаром» и «Томью», где в свое время играли немало представителей Балканского полуострова. Однако куда любопытнее другое: за проведение переговоров и подготовку трансфера для «Химок» данное агентство (к слову, не представленное в реестре агентов ФИФА как общество, в интересах которого действуют указанные выше лица) получило на свой счет в рижском банке AS Rietumu Banka 1 миллион евро.
21 июня 2007 года «Химки» заключили агентское соглашение с Алексеем Тильманом (лицензия агента ФИФА от РФС № 007) на предмет подготовки трансфера форварда Роберта Зебеляна. На этот раз клубный бюджет опустел на 300 тысяч долларов — именно такую сумму получил посредник за оказание своих не совсем понятных простому обывателю услуг.
22 ноября 2007 года «Химки» заключили очередной договор об оказании посреднических услуг с индивидуальным предпринимателем Юрием Дзюбой. Являлся ли когда-нибудь Дзюба лицензированным агентом, неизвестно. В комиссии РФС по агентской деятельности запрос «Новой газеты» на этот счет остался без ответа. Однако, как нам удалось выяснить, Юрий Дзюба — бывший директор смоленского футбольного клуба «Кристалл», в котором делал свои первые тренерские шаги будущий наставник «Рубина» Курбан Бердыев, а ныне директор международного футбольного агентства «Рубин». Учредителями агентства являются футбольный клуб «Рубин», а также международное футбольное агентство «Содействие». Похоже, смоленские связи между директором и тренером не только сохранились, но и перешли в деловую плоскость. Любопытно, что юридические адреса агентства «Рубин» и одноименного клуба совпадают (Казань, ул. Копылова, д. 2). Предметом же соглашения Дзюбы и «Химок» стало проведение переговоров и подготовка трансфера нападающего казанского клуба Владимира Байрамова. Сумма вознаграждения агента составила 400 тысяч долларов.
В 2008 году, 29 января, Михаил Щеглов и Юрий Дзюба уже договорились о подготовке перехода вратаря Владимира Сулейманова, за сопровождение трансфера которого агенту из клубного бюджета отошли 250 тысяч долларов.
Также в 2008 году клуб подписал агентское соглашение с компанией Videla Investments LLC, директором которой является известный португальский агент Пауло Барбоза (лицензия агента ФИФА от федерации футбола Португалии № 14). Сегодня этот посредник, по слухам, успешно снабжает московский «Локомотив» тренерами и игроками из разных точек мира. Один из таких экзотических трансферов состоялся благодаря Барбозе в июле 2008 года — тогда «Химки» поручили португальцу провести переговоры и подготовить переход защитника Даниэльсона Феррейру Триндаде. Сумма сделки клуба с агентом составила 300 тысяч евро, которые были переведены в банк США HSBC Bank в пользу клиента лиссабонского кредитного учреждения Banco Comercial Portugues. Говорят, что это был не единственный контакт руководителей «Химок» с Пауло Барбозой. Недаром же в соглашении агента с клубом стороны договорились, что «по мере необходимости будут обмениваться информацией для выработки соответствующих мероприятий для дальнейшего сотрудничества».
В том же 2008-м гендиректор Михаил Щеглов был вынужден подать заявление об отставке. На официальном сайте клуба сообщили, что мотивом ухода г-на Щеглова стала «накопленная руководителем за четыре с половиной года работы физическая и моральная усталость». В следующем сезоне «Химки» с самыми низкими турнирными показателями вылетели из элитного дивизиона. Истинной причиной такого фиаско новое руководство называло тяжелое финансовое состояние. Например, новый гендиректор клуба Андрей Громов в интервью «Советскому спорту» заявил: «У нас был режим даже не экономии, а выживания». Громов также отметил, что средняя месячная ставка в основном составе клуба не превышала 450 тысяч рублей. Интересно, знали ли футболисты, за какие деньги работали их агенты?
Связаться с Михаилом Щегловым не удалось: его российский телефон не отвечал. Как нам объяснил знакомый г-на Щеглова, Михаил Михайлович в России бывает наездами — в основном все свое время он проводит в Хорватии.
Еще один случай, демонстрирующий финансовые аппетиты агентов, произошел при переходе из «Химок» в «Сатурн» грузинского полузащитника Гогиты Гогуа. Было это в 2007 году. «Сатурн» заключил агентское соглашение (от 15.02.2007) с Олегом Артемовым (лицензия агента ФИФА от РФС № 022) — одним из самых известных российских агентов, в списке клиентов которого находится половина основного состава сборной России. Сумма агентского вознаграждения составила 19,5 млн рублей. Однако после перехода футболиста раменчане с Артемовым не рассчитались. Спустя несколько месяцев Артемов уступил право требования долга другому агенту — Илье Зайцеву (лицензия агента ФИФА от РФС № 091) — бывшему финансовому директору «Спартака». Последний в 2008 году обратился в арбитражный суд Московской области с требованием взыскать положенные по контракту деньги, а также начислить проценты. Согласно уточненному расчету суммы иска (копия документа есть в редакции), Илья Зайцев потребовал взыскать с ответчика 30, 6 млн рубей:19,5 млн — задолженность, 1 млн — проценты за пользование чужими денежными сред¬ствами (по ставкам рефинансирования 10 и 10,5%), 7 млн — упущенная выгода, а также судебные расходы.
«Зайцев на самом деле был лишь номинальным истцом, за эти деньги вел борьбу Артемов», — пояснил наш источник в «Сатурне». Примечательно, что за все время разбирательств в зале суда в качестве третьей стороны, не заявлявшей самостоятельных требований, присутствовал именно Олег Артемов, в то время как основные стороны процесса направляли своих представителей. Правда, суд в иске агента отказал, посчитав, что сделка была мнимой. Главным аргументом суда стал заключенный между «Химками» и «Сатурном» контракт (от 29.12.2006) на переход футболиста, что исключало необходимость в участии агента. В резолютивной части суд отметил: «Истец не представил никаких доказательств, свидетельствующих о выполненной им работе». В телефонном разговоре Олег Артемов отказался от комментариев, дозвониться до Ильи Зайцева не удалось.
Данная история, а также случай с «Химками» — далеко не единичный, но весьма показательный пример осваивания бюджетных средств с помощью агентов и посреднических компаний. Впрочем, регламенты РФС не только не препятствуют, а порой и стимулируют подобные процессы. Регламент по агентской деятельности, к примеру, даже не содержит норм, ограничивающих процент агентских комиссионных от трансферных сделок. В этой связи неудивительно, что доминирующую роль в футболе сегодня играют «посредники» и «менеджеры», готовые на взаимовыгодных условиях отыскать применение региональным деньгам и отчислениям госкорпораций. Благодаря им не один профессиональный клуб уже прекратил свое существование или находится на пороге банкротства. Оборот же теневых околофутбольных дельцов только в низших дивизионах отечественного футбола сопоставим с бюджетом одного-двух топовых клубов премьер-лиги. А это — миллиарды рублей…