Известно трепетное отношение Никиты Сергеевича Хрущева к Украине. Здесь он «секретарил», то есть был полновластным хозяином в 1938–1949 годах (с известным перерывом 1941–1944). При нем в так называемой «Закерзонии» (по имени лорда...
Известно трепетное отношение Никиты Сергеевича Хрущева к Украине. Здесь он «секретарил», то есть был полновластным хозяином в 1938–1949 годах (с известным перерывом 1941–1944). При нем в так называемой «Закерзонии» (по имени лорда Керзона), территории Западной Украины, вошедшей в состав СССР после разгрома в 1939 году Польши, разгорелась острая повстанческая борьба. Объединенные западноукраинские структуры ОУН (Организация украинских националистов) и УПА (Украинская повстанческая армия) оказывали отчаянное сопротивление «русским оккупантам». Не удивительно, что после смерти Сталина и нейтрализации Берии Хрущев взял развитие событий в западных областях под личный контроль.
Совершенно секретноЦК КПССтоварищу Хрущеву Н.С.
После ликвидации летом 1950 года Шухевича — руководителя центрального «провода» ОУН в западных областях, руководство этим «проводом» осуществляли главарь центрального «провода» ОУН Кук Василий, кличка Лемиш, и член центрального «провода» ОУН Галаса Василий, кличка Орлан.
В результате проводимых мероприятий в ночь с 10 на 11 июля с.г. органами МВД УССР захвачены живыми Галаса Василий по кличке Орлан и его жена, активная оуновка Савчин Мария, по кличке Маричка, которые доставлены в Киев в МВД УССР для допроса.
При проведении мероприятий МВД УССР захвачены документы главаря оуновского подполья в западных областях Украины Кука Василия по кличке Лемиш, адресованные им члену центрального «провода» ОУН Охримовичу Василию по кличке Грузин, который в октябре 1952 года захвачен живым и находится в МВД УССР.
Указанные документы пересылаем Вам.
13 июля 1953 г. Секретарь ЦК КП Украины А. Кириченко
Перевод с украинского
ОК
1. Весна уже прошла, проходит лето, а нам как назло так и не удалось встретиться. Это, очевидно, очень плохо, независимо от причин, способствовавших этому…
Мне кажется, что уж чересчур Вы засиживаетесь на одном месте и тяжеловато Вам сорваться с места, а возможно, что еще прошлогоднее осеннее «приключение» немного Вас «отпугивает» от всяких дальнейших рейдов. Однако поймите, что наша жизнь «на колесах», чем больше Вы будете в движении в различных местах, тем тяжелее врагу Вас выследить, тем лучше себя законспирируете и дольше проживете…
2. …Лес, в котором Вы были прошлым летом, постоянно контролируется. Сейчас там стоят подразделения войск МВД, которые дислоцировались в райцентре. <...>
Кадры на этой территории очень слабые, <...> к организационной работе непригодные и фактически ее не проводят. Влачат существование, спорят между собой и ожидают войны. Одна лишь от них польза, что обслуживают линию связи к Вам…
<…> 6. Положение организации в целом катастрофическое. Подольский край не существует. Край ПЗУЗ (Северо-западные украинские земли. — Прим. перевод.) и Львовский на грани гибели. Имеется там еще отдельная группа, но без связи. Руководящие кадры ликвидированы. Те, что есть, почти никакой сугубо организационной работы не проводят. Вся их работа заключается в обеспечении себя и сохранении на лучшие времена. Длительная подпольная жизнь изнурила даже сильнейших: нервное истощение, физическое переутомление, болезни и раны. <...> Многих давит и терзает дальнейшая затяжная судьба подпольной жизни. Из того, что мне известно о Карпатском крае, то там положение не намного лучше. В общем, с нашим подпольем и организацией мы приближаемся к ликвидации. <...>
7. В чем причины такого положения? Причин, очевидно, много и разного характера… Я лишь хочу указать на основную причину. Такой причиной, я думаю, является отсутствие благоприятной для украинского освободительного дела международной ситуации, продолжительная для СССР послевоенная мирная обстановка. Это и дало большевикам возможность постепенно расправиться с украинско-освободительным подпольем, как и с подпольными движениями других народов. <...> Если бы наоборот, международная политическая ситуация была благоприятной для освободительного движения порабощенных Москвой народов, то никакой самый большой террор подполья не уничтожил бы. Почва для освободительной революционной деятельности на Украине, как и в других порабощенных Москвой странах, есть сейчас и будет до тех пор, пока украинский и другие народы сами не станут суверенными хозяевами на своей земле, пока не уничтожат то ужасное колониальное рабство, которое набросили на шеи народов русские империалисты…
Настоящая международная ситуация продолжает оставаться мирной. Государства западного блока проводят выразительную оборонительную тактику, хотя и вызывающую, как, например, США, и никакой войны против СССР не начнут. Что касается СССР, то он после смерти Сталина переживает внутренние кризисные моменты и также не скоро еще начнет «освобождать» остатки Европы и Азии. Так что мирная обстановка для СССР может продлиться относительно долго, самое меньшее еще пять с лишним лет. При такой ситуации спад революционных настроений — явление вполне закономерное. Мы и так проявили небывалый героизм, что в таких неблагоприятных политических условиях продержались около десяти лет в борьбе с русскими оккупантами. <…>
Разное
Сообщите, если знаете, что-либо подробное:
а) о тех лицах, которые погибли прошлой осенью в Чехословакии;б) о парашютистах, которых в конце мая сбросил американский самолет и которых МВД задержало и расстреляло. Очень уж наивные американцы, если думают, что в СССР так просто и легко насадить свою агентуру;в) если у Вас есть деньги сверх суммы, необходимой Вам для обеспечения и работы, часть из них прошу присылать мне. У меня с деньгами тяжело, ибо погибли люди, знавшие, где зарыты деньги…
Искренне приветствую и поздравляю.
Слава Украине! Лемиш
Специально для Хрущева к письму приложено пояснение за подписью министра внутренних дел УССР Т. Строкача.
Справка
1. Документ написан главарем оуновского подполья в западных областях Украины Кук Василием и через курьеров Рогатинского надрайонного «провода» ОУН Данило и Дубок 10 июля с.г. передан нашим спецагентам Гай, Гаврило и Михайло для вручения члену центрального «провода» ОУН Охримовичу, захваченному органами МВД в октябре 1952 года.
2. ОК — обусловленный адрес члена центрального «провода» ОУН Охримовича.
3. Прошлогоднее осеннее «приключение» — это Кук имеет в виду случай 6 октября 1952 года, когда органами МВД были ликвидированы два боевика Охримовича, а он захвачен живьем.
Боевик из личной охраны Охримовича Петро в момент встречи наших спецагентов с Охримовичем отошел в сторону и во время его захвата услышал выстрел и чей-то крик. В связи с этим он высказал свое предположение Куку, что Охримович, видимо, убит. Осенью 1952 года и впоследствии весной 1953 года [Охримович] по нашему заданию направил в адрес Кука записки, в которых написал, что в момент встречи с курьерами на место их стоянки якобы вышла войсковая группа, которая в результате боя ликвидировала двух его боевиков и одного курьера, а ему с двумя другими курьерами из Карпатского края удалось бежать.
<…> 15. О лицах, погибших прошлой осенью в Чехословакии, — это Кук имеет в виду легендированную нами ликвидацию на территории Чехословакии курьеров, якобы направленных за кордон.
От себя добавлю, что «проводом», или, лучше сказать, «проводами», в ОУН назывались организации и звенья, сформированные по территориальному принципу: краевые, надрайонные, районные, местные. Все они были под руководством Центрального провода ОУН, состоящего из проверенных в деле боевиков, лично известных Степану Бандере и его послевоенному конкуренту Мыколе Лебедю.
Вышеприведенное послание Василия Кука (он же Лемиш, он же полковник Коваль) со всей определенностью показывает, что к июлю 1953 года движение западно-украинских националистов было практически разгромлено. Более того, госбезопасность советской Украины достаточно плотно контролировала все действия руководителей бандеровского подполья, грамотно используя в игре с ними их же соратников по борьбе. В дальнейшем достать Кука, последнего из 18 членов Центрального провода ОУН еще остававшегося на свободе, было делом техники. В 1954 году и он был захвачен.
А спустя шесть лет произошло событие, вызвавшее огромный резонанс в американо-канадской украинской общине. Василий Кук написал открытое письмо к Ярославу Стецько, Мыколе Лебедю и другим бывшим братьям по оружию. Причем он не только публично отрекался от своих убеждений, но и осуждал всех, кто за границей еще пытался играть в ОУН-УПА.
Тогда же, в 1960 году Кук и его жена были освобождены из мест заключения, а сын из детского дома. Семье предоставили квартиру в Киеве, а Василию Степановичу Куку возможность для научной работы. Понятно, что без участия КГБ во всех этих делах не обошлось.
Знаменателен стиль, ранее совершенно не присущий этой организации, — открыто показывать миру перевоспитавшихся врагов. Стиль Никиты Хрущева. С его неудержимой страстью прослыть воспитателем некой общности под названием «советский народ».
Так же поступили, и практически в то же время, с известным русским националистом и тоже Василием — Шульгиным.
По-своему — мощнейший имиджмейкерский ход, растаптывающий личности бывших врагов советской власти. Хрущев запросто пережевывал и выплевывал их светлые образы. На обозрение соратников и поклонников.
После гибели Романа Шухевича в 1950 году и вплоть до ареста в 1954-м Василий Кук занимал все руководящие посты ОУН-УПА на Западной Украине: председателя Центрального провода ОУН и командира УПА. При всем при том он особенно-то и не должен был опасаться «вышки» от Советов. Как-то так получилось, что Кук остался не замаранным в леденящих душу преступлениях, совершенных в годы войны иными оуновцами в немецких тылах. У его предшественника Шухевича были все основания не даваться в руки чекистов живым. Ибо несколькими годами ранее Шухевич служил командиром карательного украинского батальона СС «Нахтигаль» и являлся участником массовых убийств польского и еврейского населения.
А вот прямое участие Кука в геноциде на Волыни, во Львове, в Бабьем Яру, по крайней мере, не доказано. В минус Куку советское следствие могло занести только тот факт, что летом 1944 года один из подчиненных ему отрядов оуновцев в ровенских лесах ликвидировал группу советского диверсанта Николая Кузнецова.
Несколько лет назад в Киеве муссировался вопрос о награждении высшим орденом «Герой Украины» детей Романа Шухевича, Василия Галасы (тоже «воспитанника» Хрущева, в 1963 году написавшего открытое покаянное письмо и освобожденного из тюрьмы) и Василия Кука. Оба Василия сочли за благо отказаться от награды на том основании, что тогдашняя украинская власть не отражала интересов украинского народа.
P.S.От редакции. Василий Кук умер в Киеве 9 сентября 2007 г. в возрасте 94 лет. На церемонию прощания во Львове собралось более 100 тыс. человек.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»