Сюжеты · Общество

Враг, друг и «другой»

Как научить наших детей толерантности?

Галина Мурсалиева , обозреватель «Новой»
Стал бы Пушкин стреляться на дуэли, если бы он был толерантным? Возможно ли толерантное отношение к Гитлеру, и если нет, то значит ли это, что толерантность должна быть не для всех? А если не для всех, то… разве это толерантность? Само это...
Стал бы Пушкин стреляться на дуэли, если бы он был толерантным? Возможно ли толерантное отношение к Гитлеру, и если нет, то значит ли это, что толерантность должна быть не для всех? А если не для всех, то… разве это толерантность? Само это понятие в России приживается примерно так же, как безалкогольное пиво — не идет… Почему? Что-то не так с самим понятием или с нами?
-- С нами. Я полагаю, причина в наших страхах, зажатости, -- отвечает на мой вопрос директор Института социологии образования РАО, академик, доктор психологических наук Владимир СОБКИН -- Толерантность предполагает смелость. Я вступаю в диалог с другим, не потому, что я его боюсь и хочу, как - то к нему подстроиться. Именно не боюсь и потому готов вступать в диалог, в дискуссию, в отношения равных. А если боюсь и хочу победить его -- это позиция сплошного монолога, закрытости. Это бесконечное напряженное желание перебороть, перекричать, перегнать, перетянуть канат … Мне кажется, что во многом установка на эти страхи, зажатость и агрессию выводила подростков на на Манежку с лозунгами " Россия для русских, Москва для москвичей". Это не реальные переживания и проблемы детей и молодежи, не собственный опыт обид, а переданная им система страхов, нерешенных проблем, неудовлетворенности старшего поколения
-- Да, Владимир Самуилович, мы с вами обсуждали эту тему подробно в публикации, которая так и называлась "Мамы и папы толкали детей на Манеж" ( "Новая" №02 от 14 января 2011 года). Теперь же, мне бы хотелось поговорить не столько об истоках роста ксенофобии в подростковой среде, сколько о том, что собственно у нас есть на другом полюсе. О том, что обычно ксенофобии противопоставляется. Это -- понятие толерантности, но оно не приживается, это же очевидно
-- Не приживается, потому, что таково состояние культурной ситуации в стране. Границы выстраиваются извне и в этом отношении агрессивность современных СМИ тоже играет роль . Бесконечные поединки на ТВ -- это фиксация границ, матрица человека в стойке, в состоянии напряженной борьбы, -- ни вершка, ни пяди ничего не отдам … Все передачи основаны на конфликтах, нет настоящих диалогов - размышлений, в которых рождается истина. Все друг друга , говоря образно, -- вызывают к барьеру
-- Дуэль - это антипод толерантности?
-- У меня романтическое представление о дуэли. В ней были ритуалы справедливости, нормированные отношения, за которыми следили секунданты. Там уж, -- как повернется, но это я себя ставлю под пули, а не прячусь за что-то. Один на один. Если я на карту жизнь ставлю, значит, затронуты фундаментальные основания моего внутреннего существования. Значит, диалог невозможен, потому что он ведет меня к личной деградации, разрушает меня, мою идентичность, самость… Помните, песню Высоцкого, где каждая строка начинается со слов: "Я не люблю…". Это - позиция, показывающая те принципы, за пределами которых я уже не я. Я не могу выйти за эти пределы, оставаясь собой. Как надо было загнать Пушкина, прижать к этим пределам, что другого выхода у него никакого не было. Диалоги с Дантесом и Гитлером невозможны.
-- По человечески все понятно. Не понятно, при чем здесь толерантность, если речь идет о ситуации, когда диалог невозможен? Получается толерантность нужна не для всех?
-- Есть моральные, а есть нравственные вещи. Мораль относительна и по ее поводу мы можем договориться -- для определенных социальных слоев - классовых, социальных, групповых, -- этические нормы, --разные. А вот то, что безусловно - это нравственные вещи и это действует всегда и везде. К примеру, заповедь: "не убий!" Это максимума - исходная, безусловная . Что такое настоящий диалог: я сказал одну фразу, вы другую, вы снова свою? Нет, это пленка крутится, а диалог, когда я в разговоре с вами понимаю вас, смотрю на ситуацию с вашей позиции и, учитывая вашу правду, объясняю вам свою. Это корневой момент толерантности - сочувствие, сопереживание. Это же не просто я вас услышал, все рассчитал, и парирую, а я вас пытаюсь понять каким то особым способом -- эмоционального принятия. Толерантность -- это принятие другого без потери себя. Это открытость, но это и устойчивость, а не растворение… Именно поэтому толерантный человек никогда бы не смог вести диалог с Гитлером.
-- Недавно популярный и талантливый режиссер Триер эпатировал всех на Канском кинофестивале фразой о том, что он разделяет взгляды Гитлера. И пошла мода у "продвинутых" российских подростков на хитрую фразу: "Я разделяю взгляды Триера…"
-- Есть безусловный императив: ни делай другому того, чего бы ты не хотел себе. Хочешь разделять взгляды Гитлера - разделяй, но помни о том, что и тебя, и твоих близких могли бы сжечь в газовых камерах, как миллионы других людей. Ни за что. Только за принадлежность к другой национальности. Люди, которые разделяют позицию Гитлера, делают это только до той поры, пока они чувствуют себя защищенными, знают что ситуация не может быть опрокинута на них.
-- Я думаю, ксенофобия, экстремизм подростков связаны еще и с тем, что у них возраст риска… Они говорят, там "движуха", жизнь, а толерантность, если даже они с этим словом и знакомы, представляется им чем -то сложным и скучным… С ними же никто не говорит о том, что толерантность - это не лицемерие, а открытость и устойчивость.
-- Мы в своих исследованиях задавали школьникам вопрос о толерантности. На понятийном уровне есть очень позитивная тенденция -- они знают определение… Но в тех же исследованиях виден и рост их участия в межнациональных конфликтах. Это связано с остротой возрастного кризиса, особенно у девятиклассников, 13 -14 -летних ребят. Момент, когда ты из детства вышел, а взрослым еще не стал, ощущение внутренней неопределенности. В этом кризисе очень упрощается картина мира, подросток всегда максималист, для него нет полутонов, нюансов, у него все либо правда - либо кривда, все черно- белое. Нормальные взрослые, которые видят множество контекстов и чувствуют все нюансы происходящих событий, кажутся ему лицемерами. Они ему про сложности, ему же видится, что от ответа уходят, потому что его вопрос: "Скажи, ты за кого? За красных или за белых?" Толерантность без пауз не воспитывается, она вся в деталях, в прочувствовании всех сложностей. И в этом сила толерантного человека: в ситуации, которая кажется безусловной и самоочевидной брать паузу, иногда, может быть, миг. Потому, что наотмашь, на автоматизме уничтожать все, что мне противостоит - в этом есть способ выживания, но он - ограниченный, он ведет к самоистреблению…
-- По сути, вы говорите сейчас о том, что отличает человека от зверя. Человек живет душой и разумом, зверь - инстинктами
-- Да, и когда мы путаемся в определении толерантности, разные коннотации накручиваем: сочувствие, сопереживание, устойчивость, , - может быть это и хорошо, потому что, это все разные слова -- оттенки которых заставляют нас задуматься о сфере человеческих отношений. Шкала безусловных нравственных вещей опредмечиваться может по- разному. Мы на принципах тоже быстро сходимся. Если мы воспитаем в детях понятия безусловности некоторых нравственных начал-безусловного их принятия -это великое дело. И если в школе подросток встретит учителя, который, прежде всего нормальный человек, с которым возможны разговоры о жизни, из возрастного кризиса он выйдет без потерь, станет личностью. Толерантность -- проблема учителя, - его гордости и достоинства. Общественный взрослый, который выходит разговаривать с ребенком без личного достоинства суетлив, подчинен собственным комплексам, вторичен… От повышения зарплаты учителям это не зависит, это - другая плоскость, -- в гуманитарной сфере какого - то технократического решения вопросов нет. Технократически все сказано давно и это говорится уже 30лет, -- надо, безусловно, надо повышать зарплату учителя. Но есть учителя, которые просто так и живут, с личным достоинством и они могут говорить и говорят с детьми независимо ни от чего. Понимая возраст жестких вопросов, связанных с собственным самоопределением подростка. Человек расстался с детством, он уже ощущает себя взрослым, но как это выразить? Я уже приводил вам как-то пример книги Толстого "Детство, отрочество и юность", там есть глава, которая так и называется: " Я взрослый". Николенька сдал последний школьный экзамен, папа дал ему денег и жеребца. Он едет покупать трубки, фривольную картинку, напивается в ресторане… Это очень важный момент, -- в чем определить свою взрослость? Ближайшее окружение начинает говорить - "ты не маленький". Но при этом путаются в показаниях. Через минуту говорят: "это не твое дело, ты еще маленький" Он не знает, как выразить свое чувство взрослости и выход видит только в том, что раньше было нельзя. Вот я тогда закурю. Взрослость представлена часто в извращенных формах, потому что все запреты ему странно объясняли взрослые, к примеру: "пить спиртное нельзя, потому что маленький!". Нормы взрослого, культурно соответствующие возрасту не явлены, не представлены. И самоидентификация подростка начинается за счет отнесений - к чему я принадлежу, и к чему нет. Отсюда фундаментальный вопрос - " мы-они, свои - чужие". Вот проблема толерантности - это отношение к другому. Меня привлекает это ядро, корневое переживание -- чувство"я" поиск идентичности, самоидентификации. Это невозможно без отношения к другим
-- Враг нужен?
-- Вот здесь тонкость, враг или другой. Если они - не мы, - они враги, то я закрываюсь - мир мне враждебен. Это чувство страха, неуверенности, это защиты и агрессия. Это, по сути, несчастная жизнь. Но, может быть, что они просто другие, -- у них свои принципы, нормы поведения. Культура осознает себя на границе. Для самосознания, самоопределения другой необходим. Так говорил Бахтин. В книге " Поэтика Достоевского", обсуждая проблемы диалога, он делает важную ссылку на Сократа , объяснявшего диалог как родовспомогательный акт для рождения истины.
Другого можно просто не замечать - нивелировать его. Можно относиться снисходительно
-- Как многие относятся к инвалидам, полагая, что это и есть толерантность: я же не обижаю его, я к нему снисходителен
-- А это не толерантность, потому что толерантность - позиция диалога, взаимодействия. Когда у него есть своя позиция, у меня своя, я ее не теряю, но он мне нужен, как другой для понимания себя. Без этого я не могу себя развить и познать. Толерантность - способность вступать в диалог не теряя своих оснований , собственной культуры , себя. Вступать в диалог, чтобы самому развиваться…
В 90 -ые для меня, как человека, занимающегося подростками, основной проблемой была ценностная неопределенность. У того поколения нормы, которые были заданы, резко перестали действовать, а новых не было. . А сегодня для меня, как для исследователя пафос другой - глобализация. Это реальная жизнь сегодняшнего поколения. Оно будет жить в глобальном мире, взаимодействовать все более активно с представителями других культур, технологий, ценностей. Это реальность. И если человек не сформировал у себя продуктивного отношения к другим, если он закрыт и нацелен на перетягивание каната - он не сможет реализоваться в 21 веке. Для сегодняшнего поколения подростков это острейший момент и наши данные, я их, кстати, пока не публиковал, мы готовим статью, -- показывают хороший результат. Мы спрашивали учеников 9-11 классов об их отношении к эмиграции. Более 50 % школьников -- москвичей собираются уехать из России. И та же самая картина в Латвии. Это поколение, которое уже глобально ориентировано на возможность пожить в одном, потом в другом месте, в третьем… Это принципиальные вещи, которые характеризует молодых людей, вступающих в жизнь
-- Обычно нацеленность на эмиграцию воспринимается как катастрофа. Вы видите в этом позитив?
-- Конечно, есть целый ряд и негативных мотивов эмиграции - невозможность реализоваться на родине профессионально, материально. Мы зафиксировали у 10-11 % мотив о том, что перспектив и будущего нет именно для "моей национальности". Этот фактор в России выше, чем в Латвии и здесь он страшнее, потому что внутренняя тревожность выше намного. Шкала страхов физической агрессии из-за национальных признаков представляет собой не веселую картинку. Но настроены на эмиграцию и рижские подростки и наши. Я думаю, что это -- возрастная возможность и мотив вступать в контакты с другими, развиваться, пробовать себя, открытость, желание вбирать в себя знания без потери себя… Это, в большинстве своем, толерантные ребята.