Пока СМИ и эксперты громили проект стандартов старшей школы с его обязательными «физкультурой, ОБЖ и Россией в мире», президиум Российской академии образования (РАО) представил в Минобрнауки альтернативный вариант стандартов. Подготовили...
**Пока СМИ и эксперты громили проект стандартов старшей школы с его обязательными «физкультурой, ОБЖ и Россией в мире», президиум Российской академии образования (РАО) представил в Минобрнауки альтернативный вариант стандартов.**
Подготовили его быстро — за месяц, а 28 апреля Минобрнауки уже отдало этот документ на обсуждение в Общественную палату.
Какой из стандартов начнут внедрять, пока не известно, а вот когда он станет документом, определяющим жизнь школы, — ясно: не ранее 2020 года. К тому времени дорастут до старшей ступени те первоклашки, которые в будущем учебном году начнут учиться по новому стандарту для начальной школы.
Если прежние нашумевшие стандарты пугали своей канцелярской непроходимостью и резким сокращением количества обязательных предметов, то что нового в альтернативных стандартах РАО? Исаак Фрумин, научный руководитель Института развития образования ВШЭ, говорит, что они знакомы и понятны: «Это стандарты 1998 года, а не 2020-го». В декларативной части сплошная новизна, в содержательной — ни малейших изменений.
У неизменного содержания образования есть очень мощная защита, считает директор образовательного центра «Царицыно» Ефим Рачевский: это учителя-предметники, которые боятся потерять часы. Страдают в результате консервации устаревшего содержания ученики. Школа становится им не нужна. Идет массовый исход из школы и в первую очередь — старшеклассников. Если четыре года назад на экстернате и семейном образовании было 17 тыс. детей, то сейчас — 107 тысяч. И если учителя не хотят отдавать эту треть своих часов, боясь потерять в зарплате, то политики боятся сказать: «Отдавайте», опасаясь социальных проблем. Заложник — ученик. У него обязательная география, но — в отличие от всего мира — он не учит предмет «искусство».
Понятно, что школьников уже нельзя учить так же и тому же, чему учили 10—20—30 лет назад. Предлагаемые стандарты не учитывают важный сдвиг: школа давно потеряла монополию на знания. Масштаб доступной и полезной информации во много раз превышает биологические возможности человека ее освоить. «Попытка засунуть в школу все, потому что по-другому человек этого не получит, несостоятельна, — уверен Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ и председатель комиссии по развитию образования Общественной палаты. — Психологически тяжело отойти от стереотипа, но если в первой трети прошлого века, став профессионалом, можно было освоить все, то теперь это не так. Такой возможности больше нет. Знание надо выбирать. В школе — тоже».
Еще одна перемена, которую игнорируют разработчики: материальное производство в развитых странах теперь дает 15—20% ВВП, 75—80% — нематериальные, социальные технологии. Новых школьников надо учить креативной и проектной деятельности. За 50 лет доля репродуктивных действий в деятельности людей сократилась на 15—20% и на столько же выросла доля творческих. А мы все еще воспроизводим модель, при которой технологическое знание — физика, химия, математика, биология — основное. Обществоведения как такового нет. Нет творчества, коллективных проектов. Словно знание условий протекания химической реакции для молодого человека важнее главнейших правил существования общества.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»