В № 41 от 18 апреля 2011 года «Новая газета» опубликовала статью «Тайный агент большого футбола», в которой рассказала читателям о связях вице-президента Российского футбольного союза и главы Российской футбольной премьер-лиги Сергея...
**В № 41 от 18 апреля 2011 года «Новая газета» опубликовала статью «Тайный агент большого футбола», в которой рассказала читателям о связях вице-президента Российского футбольного союза и главы Российской футбольной премьер-лиги Сергея Прядкина, а также бывшего советника президента РФС и действующего главного тренера воронежского «Факела» Константина Сарсании с немецкой агентской компанией GiRRus, контролировавшей переходы ряда футболистов из России в Европу и в обратном направлении.**
Напомним, что торговое общество с ограниченной ответственностью GiRRus, зарегистрированное административным судом Шарлоттенбурга, деятельно участвовало в громких трансферах футболистов в Россию и за рубеж посредством ведущего специалиста компании Томаса Цорна. Эта информация, к слову, была любезно предоставлена и официальным сайтом агентства, который ожидаемо прекратил свою работу в день выхода нашей публикации. Единственным же из «обвиняемых», кто дал свой комментарий СМИ, стал Константин Сарсания: «Компания GiRRus, соучредителем которой мы (с Сергеем Прядкиным. — Прим. ред.) являемся, — многопрофильное общество, одной из сфер деятельности которого может быть и оказание консалтинговых услуг, в том числе и игрокам. Но лицензии ФИФА у нее нет. Такую лицензию имеет сотрудник организации — Томас Цорн. Он имеет полное право вести агентскую деятельность, а сама компания агентских услуг не оказывает и ничего противозаконного не делает».
Интересно, считают ли действующий чиновник футбольной федерации и тренер приемлемыми подобные консультации? Также любопытно, почему в этой компании работает лицензированный агент?
Впрочем, помимо «консалтинговых услуг» наше внимание привлек еще один, казалось бы, незначительный момент — уставные цели компании. Напомним, в учредительных документах организации, предоставленных нам административным судом Шарлоттенбурга, в экономических интересах компании значились «торговля различными товарами, в том числе легковыми и грузовыми автомобилями, электронным оборудованием, металлами, древесиной и изделиями из дерева, продуктами питания, алкогольными и безалкогольными напитками, включая импорт и экспорт таких товаров».
«Новая» решила выяснить, реализовывала ли компания GiRRus и ее руководители данные интересы. Побудила же нас к этому информация нескольких газет, сообщавших о задержании некоего гражданина Российской Федерации, «очень похожего» (см. фото) на действующего вице-президента РФС Сергея Прядкина, 12 июля 1994 года сотрудниками правоохранительных органов по подозрению в организации скупки и продажи иномарок сомнительного происхождения из Германии. Мы решили проверить подлинность этих данных — и обратились к архивам периодических печатных изданий.
Как нам удалось выяснить, 12 июля 1994 года московские правоохранительные органы действительно задержали человека,
похожего на Сергея Прядкина, являвшегося в то время подполковником Федерального агентства правительственной связи и информации.
…За ходом плановой спецоперации по задержанию некоего гражданина П. наблюдали журналисты столичных газет. Очевидцы того задержания стали свидетелями знакового события: в ходе обыска у указанного господина были изъяты… огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества.
Вот, например, как описывает те события газета «Сегодня» в № 131 от 14 июля 1994 года:
«В ходе работы по выявлению лиц, занимающихся сбытом огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, оперативники военной контрразведки ФСК России и недавно созданного в МУРе отдела «А» задержали во вторник сотрудника Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ), подполковника П. (в интересах следствия фамилия задержанного не разглашается).
Само задержание прошло спокойно: не было стрельбы, погони, рукопашных схваток. Оперативники блокировали «девятку» подполковника и занялись осмотром его и автомашины. Из «Жигулей» были извлечены револьвер, снаряженный дробовыми патронами, поддельное разрешение на его ношение, а также 19 бронебойно-зажигательных патронов калибра 7,62 мм. Как удалось выяснить, официально задержанный занимается в ФАПСИ спортивной работой и взаимодействует со спортобществом «Динамо». Но найденные в автомашине документы, свидетельствующие о незаконной коммерческой деятельности подполковника, позволили сделать вывод, что работа на спортивном поприще — далеко не единственный источник его дохода».
После задержания опергруппа направилась на обыск в квартиру «подполковника П.» в подмосковном поселке Удельное Раменского района, а также в три его гаража, расположенных неподалеку от дома. «Результаты обыска таковы: 1350 патронов калибра 5,6 мм, 20 бронебойно-зажигательных патронов, граната РГД-5, икона «12 апостолов», форма лейтенанта милиции, несколько номеров от разных автомобилей и радиостанция «Роса», используемая для связи высшими руководителями государства, — рассказывает «Сегодня». — Задержанный, который в прошлом являлся сотрудником КГБ СССР, а затем был переведен в ФАПСИ, также уличен в том, что являлся учредителем двух частных немецких фирм (не исключено, что среди них была и компания GiRRus, созданная в марте того же года. — Прим. ред.). Во время задержания и обыска офицер неоднократно ссылался на своих высоких покровителей из органов государственной власти. Некоторые из них даже пытались звонить, с тем чтобы оказывать давление на следствие».
«Стоит заметить, что занятие подобным бизнесом требует определенного авторитета в преступном мире, — заключает газета. — По некоторым данным, по ту сторону закона задержанный был известен под кличкой Пушкин».
Газета «Московская правда» (№ 135 от 15 июля 1994 года) на своих страницах изложила те же оперативные сводки, добавив, что «промелькнувшие в глазах холеного подполковника растерянность и испуг при задержании быстро сменились напускным равнодушием: «Обыскивать будете? Ну-ну». <…> Оперативники изъяли комплект формы лейтенанта милиции, несколько номеров для автомашин, гранату РГД-5 и радиостанцию «Роса», которой пользуются «слуги народа» самого высокого ранга».
Стоит отметить, что в день выхода публикации герой заметки заявился в редакцию «Московской правды» с намерениями урегулировать скандал. «Подполковник явился в редакцию «МП» со своим адвокатом, — пишет газета (№ 136 от 16 июля 1994 года). — Не представившись, он потребовал снять материал с полосы. А его адвокат заявил нам: «Теперь мы будем часто встречаться». Между тем в милиции нам заявили, что дело подполковника было передано в военную прокуратуру. В свою очередь, в этом ведомстве редакции заявили, что уголовное дело возбуждено. В телефонном разговоре с представителем редакции заместитель начальника ФАПСИ Николай Андреев сообщил, что о визите господина подполковника слышит впервые…»
Помимо оружия, взрывчатых веществ и прочего скарба у задержанного были также изъяты валютные счета компании «Томсон» в кредитном учреждении Межкомбанк, на которых находилось 180 000 немецких марок (копия документа есть в редакции).
Эта история, безусловно, «архивная», но в то же время она прекрасно характеризует человека, похожего на Сергея Прядкина, как бизнесмена, давно умеющего вести дела, скажем так, на грани закона.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»