Сюжеты · Политика

Самая горячая точка на карте России

Правозащитный центр «Мемориал» представил доклад о ситуации с правами человека в Дагестане за последний год

Ирина Гордиенко , специальный корреспондент
Авторы доклада — глава «Мемориала» Олег Орлов и эксперт по Северному Кавказу Екатерина Сокирянская — констатируют, что сегодня Дагестан — самая горячая точка на карте России. С весны 2010 года республика занимает первое место по числу...
**Авторы доклада — глава «Мемориала» Олег Орлов и эксперт по Северному Кавказу Екатерина Сокирянская — констатируют, что сегодня Дагестан — самая горячая точка на карте России. С весны 2010 года республика занимает первое место по числу терактов. Несмотря на усиление контртеррористической борьбы, создание новых подразделений антитеррора и ввод дополнительных войск на территорию республики, потери силовиков увеличиваются с каждым днем.**
 О серьезности ситуации говорит и тот факт, что российские официальные лица, предпочитавшие называть вторую чеченскую кампанию «наведением конституционного порядка», а русско-грузинскую — «принуждением к миру», открыто говорят о том, что в Дагестане сегодня идет война. Такое положение дел, по словам Олега Орлова, и стало поводом для подготовки доклада.
На ста страницах исследования подробно перечислены факты похищений, пыток, фальсификаций уголовных дел и внесудебных казней, а также называются имена и фамилии конкретных сотрудников правоохранительных органов, причастных к исчезновению людей.
Однако доклад представляет собой не просто очередную правозащитную статистику «нарушений российских и международных норм права». В исследовании проанализированы причины обострения ситуации в республике, основная из которых лежит в религиозной плоскости.
Пропасть между так называемым официальным суфийским исламом и неофициальным — салафизмом. Салафизм, или, как его предпочитают называть, ваххабизм — фундаментальное течение ислама, ставящее во главу угла нормы шариата и отрицающее светский образ жизни. Именно радикальные последователи салафизма ведут вооруженную борьбу против властей. Однако, указывают правозащитники, в республике существует довольно большая община мирных салафитов, отрицающих насилие. «Нежелание властей признать этот факт и, как следствие, знак равенства между борьбой с терроризмом и борьбой с идеологией салафизма» — главная причина радикализации дагестанской молодежи.
Хотя авторы доклада и отмечают ряд положительных тенденций, наметившихся за прошедший год, в течение которого нынешний президент Дагестана Магомедсалам Магомедов находится у власти. Были предприняты шаги для консолидации общества и налаживания диалога с радикальным подпольем, создана комиссия по адаптации боевиков. Тем не менее, констатируют правозащитники, эти тенденции носят зачастую декларативный характер. Действия правоохранительных органов по-прежнему «заточены на незаконное насилие», что заставляет «широкие слои населения воспринимать государство как жестокую и несправедливую силу».
Примечательно, что незадолго до презентации доклада президент Магомедсалам Магомедов встретился с сотрудниками «Мемориала» и обсудил итоги их работы. «Ряд положений нашего доклада вызвал полемику, — отметил Олег Орлов, — однако президент выразил готовность к сотрудничеству».
**_Подробнее о ситуации в Дагестане — в следующих номерах._**