Сюжеты · Культура

Отчего Мавроди столь прекрасен?

Фильм «ПираМММида» выходит на российские экраны

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
Число копий 300. Но если все вкладчики «МММ» решат посмотреть: кто же их облапошил или осчастливил — количество копий придется допечатывать. Идея фильма вдохновила продюсера Сергея Ливнева («Страна глухих», «Служебный роман. Наше время»)...
**Число копий 300. Но если все вкладчики «МММ» решат посмотреть: кто же их облапошил или осчастливил — количество копий придется допечатывать. Идея фильма вдохновила продюсера Сергея Ливнева («Страна глухих», «Служебный роман. Наше время») несколько лет назад. Режиссер Бахыт Килибаев, по совместительству автор знаменитых роликов «МММ», передал рукопись повести Сергея Мавроди, написанной финансовым магнатом в тюрьме. История головокружительного взлета и катастрофического падения показалась Ливневу заманчивой. Он и режиссер Эльдар Салаватов сделали триллер о противостоянии гениального одиночки тлетворной гниющей системе.**
Талантливый математик начинает печатать и продавать бумажки со своими портретами, объявляя во всеуслышание об их ликвидности и надежности: «сегодня всегда дороже, чем вчера». Он организует беспрецедентную по размаху рекламную кампанию с доходчивым лицом работяги Лени Голубкова, и великая сила массмедиа превращает эмээмэмовские билеты в реальную валюту. Он использовал и тут же подменял базовые формулы «совка» «Храните деньги в сберкассе» — на «Заройте ваши денежки…». Он ощутил себя «капитальным» демиургом, велев «стране дураков» через телеэкранный рупор: «Плодитесь и… обогащайтесь!». К такому «разврату» народ был подготовлен десятилетиями лишений и дефицита. Дальше — снежный ком вкладчиков: миллион в неделю. Деньги не успевали складывать в комнаты, вагоны, автобусы… ну все это вы и без кино знаете.
Главным стержнем фильма является личность самого «М». Точнее, попытка сломать стереотип восприятия одаренного махинатора как вампира, высасывающего деньги у пенсионера и пионера, — показать необщность крупномасштабной личности. Алексей Серебряков дарит «М» (в фильме Мамонтову) собственную харизматичность, собранную в пучок фанатического идеализма. Вышел портрет аскетичного заикающегося гения, нашедшего своей специальности «прикладная математика» практическое применение. Жесткого, но целеустремленного. Непродажного (в отличие от его властных противников — ни дач, яхт, ни самолетов, ни приличных часов). У «М» вместо сердца плазменный мотор, он горит идеей не обогащения, как Остап Бендер, — жаждой власти, как Александр Македонский.
Некрепкая режиссерская рука сгущает конфликт до экшна. Злобная власть беспредельщиков, олицетворенная беспринципным олигархом (хозяина банка типа «Газпром» убедительно сыграл Федор Бондарчук, ему вообще удаются роли «крестных отцов» и олигархов), что только не делает с создателем денежного пылесоса «МММ». Его взрывают, избивают, соблазняют, похищают ребенка. Личная история Мавроди драматизирована. Жена кончает с собой. А рядом с «М», как с настоящим Джеймсом Бондом, возникает раскрепощенная блондинистая журналистка. Потому что «М» — настоящий киногерой. Робин Гуд с мозгами инженера Гарина. Все, до чего дотрагивается его интеллектуальный луч, способствует космическому обогащению. Вместо гиперболоида он использует волшебную, все сметающую на пути силу — жажду наживы. Страна, вскормленная на заоблачных идеях, оказалась падка на низменные истины, индивидуальная алчность масс превратилась в движущую силу финансового и политического успеха авантюрных одиночек. Сразу после ареста Мавроди из его головного офиса в неизвестном направлении (!) было вывезено 17 грузовиков с наличными деньгами. Исчезли крупные пакеты акций «Газпрома» и «АвтоВАЗа».
Судя по новым призывам Мавроди из Интернета, его пирамидальная история продолжается. Редкий случай, когда наше кино оказывается в гуще социальных процессов.
С продюсером фильма Сергеем ЛИВНЕВЫМ говорим о феномене криминального финансового гения и его киновоплощении.
**— Для меня главная проблема фильма, который хорошо смотрится, — в центральном персонаже. Работа Алексея Серебрякова безупречна и убедительна. Но его герой — талантливый идеалист, творец, художник. Если ваш фильм про некоего условного «М», как говорит Алексей Серебряков, зачем все скрупулезно привязано к действительности, снабжено подробностями финансового пасьянса «МММ». Если же это про Мавроди, отчего он у вас столь прекрасен?**
— Разве? Нами руководила идея сделать фильм на стыке реальности и вымысла. Если история базируется на реальных событиях, это не значит, что каждая деталь достоверна. Нам хотелось открыть страницу истории, вроде бы всем знакомой, но полной тайн. Сломав стереотипы, увидеть, что наше прошлое, которое мы привыкли замазывать черными красками, на самом деле многоцветно. Пришла пора взглянуть на себя, вчерашних, без истерики. Спокойно. Тем более что финансовые пирамиды по-прежнему процветают. Порой на государственном уровне.
**— Трагическая личная история гения должна вызвать жаркое сочувствие зрителя?**
— Многое придумано для драматизации, без которой невозможно кино. Для нас правдивой является основная коллизия. То, что сделал Мавроди. Что ему удалось. Что не вышло. И почему в итоге он потерпел поражение.
**— В вашей версии — потому что он амбициозный идеалист.**
— Эти качества были причиной и его взлета, и падения. Он просто недоучел, что с ним поступят столь жестко. Для меня удивительно, как вообще эта сказочная история могла случиться, причем всего за полгода. Раз — и 50 миллиардов долларов под контролем одного человека, треть всего денежного обращения страны, 15 миллионов вкладчиков. Невероятно. Закончилось все так же стремительно. Если бы в тот кризисный момент он призвал своих сторонников, они привели бы его к власти.
**— Выходит, для создателей фильма Мавроди — идейный борец… не махинатор, не Остап Бендер, не преступник?**
— Он — Наполеон, которому нужно владеть миром. Властвовать. Деньги никогда его не интересовали, у него даже загранпаспорта не было. Деньги — инструмент, дабы установить новый мировой порядок.
**— Сделай Мавроди еще один решительный шаг, история пошла бы «другим путем»? Мы жили бы в стране, которую купил один странный «ботан» в очках? И он распродал бы акции предприятий не «своим» олигархам, а американцам?**
— Он планировал привлечь деньги не только российских граждан, но и потоки из-за границы, в том числе Америки, которые пришли бы в Россию. Он стал бы рулить экономикой страны. Не стоит говорить: как жаль, что этого не получилось. Или: как хорошо, что так не вышло. История не имеет сослагательного наклонения. Были бы другие катаклизмы, уверяю вас, не менее интересные.
**— Перефразируя Станиславского: играя доброго, ищи, где он злой. В отличном фильме «Социальная сеть» нам открыли историю успеха через сложных, противоречивых героев. Нагнетая личную трагедию «М», показывая его отчаянную борьбу против системы, вы выжимаете из зрителя одну эмоцию — сочувствие. Почему для многоцветности вы не показываете черные бездны в характере вашего протагониста?**
— Мне не кажется, что мы его идеализируем. Не случайно его главный охранник говорит: «Ты самый жесткий человек, которого я видел».
**— Сильная рука, жесткость умного героя в нашей стране вызывает лишь доверие. За таким пойдет любая женщина, любой электорат. На фоне продажных, корыстных властителей он — олицетворение бескорыстной силы. То есть настолько привлекателен, что вкладчики, посмотрев ваш фильм, немедленно бросятся поддерживать новый призыв Мавроди — сегодня звучащий через Интернет — и создадут клон «МММ». Да вообще, судя по экрану, он — герой нашего времени. Умный. Твердый. Стратегически мыслящий.**
— Жутковатую картину вы нарисовали. Но ведь то, что он злодей, упырь, негодяй, который всех ограбил, — это и без нас хорошо рассказали. Мы лишь хотели сказать, что не все так просто.
**— Вы десять минут общались в передаче у Гордона с реальным Мавроди, какое впечатление он на вас произвел?**
— Специальный человек. Особенный, необычный. Таких я не видел. Не поддается описанию. И потом он… не общается. Не входит в контакт.
**— Аутист?**
— Я не доктор, чтобы ставить диагнозы… Но, безусловно, весь в себе.
**— В 80-х и в начале 90-х вы ставили талантливые фильмы («Кикс» и «Серп и молот»), писали знаковые сценарии («Асса»), даже возглавляли студию имени Горького, потом уехали. Почему?**
— Я всегда хотел заниматься кино. И в 90-е, несмотря на все трудности, у отечественного кино, казалось, появилась надежда на будущее. Тут ударил кризис. Честно сказать, подумалось, что больше у нас «кина не будет». Уехал я в 1999 году, когда не только в искусстве, во всем такая духота подкатила…
**— В Америке вы снимали…**
— Я сделал несколько игровых фильмов на английском языке. В нише независимого кино с небольшим бюджетом, с американскими актерами. Поработал со знаменитым Роджером Корманом, королем фильмов категории «Б». По правде, больших успехов в американском кино я не добился.
**— Поэтому вернулись?**
— Вернулся, когда увидел, что неожиданным образом в России возродился кинопрокат, появились новые кинотеатры. Люди стали снова ходить в кино.
**— У нас тут все говорят о кризисе отечественного кино, вы считаете, что мы на подъеме?**
— Нет. Считаю, что есть надежды и возможности. Если сделать классный фильм — все есть для его жизни: кинотеатры, зрители, которые обрели привычку ходить в кино. Значит, все зависит от нас. Дело за фильмами…