Сюжеты · Политика

«Перед глазами Каддафи — пример Хусейна и Милошевича»

Директор Института Африки РАН Алексей Васильев — о тех, кто воюет на стороне ливийской оппозиции, и будущем переделе нефтяного пирога

— Оценки ситуации в Ливии накануне начала военной операции сил международной коалиции были противоречивыми. Как вы оцениваете расклад сил? — В Ливии налицо гражданская война, но кто в ней участвует, сказать трудно. С одной стороны,...
**— Оценки ситуации в Ливии накануне начала военной операции сил международной коалиции были противоречивыми. Как вы оцениваете расклад сил?**
— В Ливии налицо гражданская война, но кто в ней участвует, сказать трудно. С одной стороны, представители интернет-поколения — молодые люди, выросшие за время правления Каддафи. Им нужна свобода и возможность самореализации. Тем более что в Ливии наибольший процент безработных — среди молодых образованных людей. Они и составляют одно из крыльев оппозиции.
Вторая ее составляющая — исламисты. Они отвергали светский режим Каддафи и воспользовались нынешней ситуацией, чтобы прийти к власти. В их рядах, возможно, есть представители «Аль-Каиды».
Третья часть оппозиции сосредоточена на востоке Ливии. Это члены сенуситского суфийского ордена, главой которого был свергнутый Каддафи король. Возможно, эти люди также воспользовались ситуацией, чтобы выступить против правительства.
**— В российских СМИ появились сообщения со ссылкой на западные источники о разделе нефтяных концессий в Ливии между участниками международной коалиции.**
— Я не думаю, что уже согласованы планы по разделу концессий в Ливии. Однако факт остается фактом: действия натовских союзников, которые используют решение Совбеза ООН, направлены против страны с колоссальными нефтяными богатствами. В Руанде было убито 800 тысяч человек, но ни одна западная страна не послала ни одного солдата, ни одного самолета, чтобы остановить геноцид.
**— Сегодня цены на нефть повысились. Говорят, когда установится мир, резко упадут. А что думаете вы по этому поводу?**
— Здесь нет однозначного ответа. Цена на нефть выросла больше по психологическим причинам: как бы чего не вышло. Ливия — крупный производитель нефти, 75 миллионов тонн в год. Но нехватку нефти, которая создается в результате конфликта, легко покрывает Саудовская Аравия.
Думать, что цена на нефть упадет после завершения военного конфликта, пока рано. Ситуация там только усложняется.
**— Есть ли у вас прогноз развития конфликта?**
— Мне кажется, что у Каддафи нет выхода. Он будет сопротивляться до последнего. Перед его глазами пример повешенного Саддама Хусейна и умершего в тюрьме Слободана Милошевича.