Сюжеты · Общество

Воруют, мерзавцы!

<span class=anounce_title2a>История России. Фрагменты</span>

5 ноября 2010 года умер Александр Меленберг. Постоянный автор «Новой», журналист, историк, учитель. У него было очень много планов — в их числе выпуск книги под рабочим названием «История России. Фрагменты». К счастью, некоторые главы были...
**5 ноября 2010 года умер Александр Меленберг. Постоянный автор «Новой», журналист, историк, учитель.**
**У него было очень много планов — в их числе выпуск книги под рабочим названием «История России. Фрагменты».**
**К счастью, некоторые главы были закончены.**

Анекдотично-правдивая история гласит о том, как на вопрос посла одной из иностранных держав, чем занимаются россияне в свободное время, император Павел I ответил выделенной фразой.
Безотносительно к этому диалогу в Москве, на крутом берегу по-над Яузой в те времена возвышался, да и сейчас возвышается Спасо-Андроников монастырь, выгодно выделяясь средь городского ландшафта своими мощными белыми стенами и башнями. Красиво со всех сторон: хоть гляди на него от Садового кольца, хоть с насыпи ж/д путей Курского направления.
Известно, что императрица Екатерина II впервые в русской истории выступила с инициативой реставрации замечательных архитектурных образцов прошлого за государственный счет. Табличек с надписью «Охраняется государством» тогда, понятно, не вывешивали, но деньги из казны отпускали…
К 80-м годам XVIII столетия Спасо-Андроников монастырь подошел в плачевном состоянии. Несколько раз горевший, бедный, по причине отобрания той же Екатериной земельных владений с крепостными в ту же казну, своими силами восстановиться он не мог. Московскую кафедру в то время занимал весьма почитаемый в русской церковной истории митрополит Платон (Левшин) — очень деятельный и образованный владыка. После его неоднократных, но тактичных обращений напрямую к императрице на реставрацию Спасо-Андроникова монастыря была выделена внушительная сумма госсредств.
Прошло несколько лет, и при очередной смене настоятеля, когда некий архимандрит Иосиф сдавал монастырское имущество, а некий епископ Сильвестр его принимал, в марте 1788 года, митрополит Платон поинтересовался судьбой средств, выделенных на реставрацию.
«…а как в том монастыре имеется экстраординарно на строение монастыря выданная сумма, то учиня об оной справку и учиня определение представить нам…»
Через пару недель, 7 апреля, Московская духовная консистория представила митрополиту Платону обширный доклад о судьбе экстраординарной суммы.
«…В силу имянного Ея Императорского Величества данного 1781 г. майя 28-го дня Его сиятельству господину действительному тайному советнику Генерал-Прокурору и кавалеру Александр Алексеевичу Вяземскому об отпуске в трехгодичное время по третям каждого года из Московского статного казначейства на возобновление имеемых в Московском Спасо-Андрониеве монастыре разных монастырских ветхостей в распоряжение Его Высокопреосвященства (т.е. митрополита Платона. — А.М.) 13 670 рублей Указа, по доверенности от Его Высокопреосвященства разными духовными персонами принято было, а имянно в 1782-м за генварскую и майскую трети кафедрального Чудова монастыря бывым наместником Угрешским игуменом Варнавою и отданы в хранение того Спасо-Андрониева монастыря бывому архимандриту Симону, а за сентябрьскую реченным архимандритом в каждую треть по 1518 руб. 88 3/4 коп., итого в год по 4556 руб. 66 1/4 коп.; в 1783-м за генварскую треть реченным же игуменом Варнавою и того Андрониева монастыря казначеем монахом Филаретом, за майскую и сентябрьскую — консисторским расходчиком канцеляристом Сергеем Ивановым обще с архимандритом Андрониевским Симоном, коим в смотрение свое вся принята; в 784-м за генварскую треть им же, архимандритом Симоном с консисторским расходчиком канцеляристом Смирновым и в хранение свое им, архимандритом, взята, за майскую треть консисторским расходчиком Знаменским игуменом Иринеем и Андрониева монастыря казначеем монахом Филаретом, а за сентябрьскую треть — консисторским расходчиком и отдана в хранение Чудова монастыря наместнику иеромонаху Иоилю и казначею Ираклию, каковой суммы в прописанных трех годах всего в принятии значится 13 669 руб. 98 3/4 коп. (копейка с четвертушкой уже куда-то ушла. — А.М.).
Из оной суммы на исправление в Андрониевом монастыре ветхостей, как из поданных и находящихся в Консистории под делом репортов и ведомостей значит: в расходе по доверенности от Его Высокопреосвященства разными духовными персонами употреблено: в 1782-м вышепрописанным архимандритом Симоном, подрятчикам и рабочим людям за работу  — также и на материалы — 3629 руб. 22 3/4; коп.; в 1784-м бывым наместником игуменом Варнавою и Андрониевым казначеем на разные материалы — 1166 руб. 16 1/2 коп., итого в расход — 4795 руб. 39 1/4 коп. А более сего — сколько еще было и на что имянно употреблено в расход в Консистории под делом ни отного из репортов и ведомостей не имеется, да и по подписке всех приказных служителей ни у кого никаких документов более сего не оказалось. За вышеписанным же расходом следует быть строевой суммы в остатке — 8874 руб. 59 1/4 коп.
А прошлого 1785 года февраля 21-го дня, по особо последовавшим Его Высокопреосвященства резолюциям, поданными консисторския члены Богоявленский и Златоустовский отцы-архимандриты, репортами представили, что ими в помянутом Андрониеве монастыре осмотр чинен и по оному оказалось: 1) налицо строевой суммы в монастыре… всего — 4994 руб. 53 1/4 коп; 2) из казначейства ассигнованные деньги все приняты и брать впредь ничего не следует; 3) материалу разного имеется довольно; 4) <…> за исключением других сумм, строевой в наличии не оказывается — 3880 руб. 6 1/4 коп.
…Потом Златоустовский архимандрит Евгений и того Андрониева монастыря казначей 1785 года майя (неразб. — А.М.) дня поданным в Консисторию репортом представили, что ими на построение в том монастыре разных материалов искуплено на 168 руб. 88 коп., кои де и отданы архимандриту нынешнему Иосифу под ево смотрение. Почему и следует строевой суммы по показанным последним репортом в остатке в наличности и указанного определенного на место архимандрита Симона, архимандрита Иосифа в принятии быть 4825 руб. 65 1/4 коп. Точию от онаго архимандрита Иосифа сколько той строевой суммы при вступлении ево в тот монастырь было налицо и им принято не репортовано.
А сего 1788 году поданным Его Высокопреосвященству реченной архимандрит Иосиф репортом представил: что им во исполнение присланного к нему из Консистории Указа имеющееся в показанном монастыре церковное и монастырское имущество, со всем оного монастыря имением по описям, также экстраординарные на строения суммы, оставшейся за расходом полученных из Статного казначейства 3091 руб. 77 коп. <…> здал прибывшему в тот монастырь преосвященному Сильвестру Епископу под ево расписку. Из чего явствует, что в число строевой суммы <…> у него, архимандрита Иосифа, в наличности недостает 1733 руб. 88 1/4 коп. А всей суммы как от приему прежним архимандритом Симоном, так и нынешним Иосифом должно в остатке 5613 руб. 94 1/2 коп.» (Центральный исторический архив Москвы, ф. 203, оп. 227, д. 193, лл. 13-14 об.)
Таким образом, из 13 670 рублей, ассигнованных государством на реставрацию Спасо-Андроникова монастыря, более трети не дошли до прямого назначения. Растворились в тумане неизвестности. 5600 рублей, надо сказать, сумма по тем временам грандиозная. Для сравнения приведем цены, взятые из того же архивного дела: в том же самом 1788 году расход на закупку провизии на 17 человек монахов этого монастыря составил 106 рублей 90 копеек за год; пять тысяч штук кирпича монахи продали за 60 рублей; бочка извести стала им в три рубля; лошадь в рабочем состоянии стоила 20 рублей, а буханка хлеба полторы копейки.
Митрополит Платон в категоричной форме потребовал объяснений от всех здравствовавших на тот момент кураторов екатерининской экстраординарной суммы. Прежде всего от бывшего архимандрита Спасо-Андроникова монастыря Иосифа, пребывавшего теперь «на покое» в Троице-Сергиевой лавре. Затем от архимандрита Златоустова монастыря Евгения и игумена Николо-Угрешского монастыря Варнавы, которым было в свое время вменено в обязанность «смотреть» за ходом реставрационных работ. Еще один фигурант — архимандрит Симон успел к тому времени благополучно скончаться.
Отцы-настоятели вышли из щекотливого положения следующим образом.
«Из всей принятой суммы издержано в 1782 году 4556 руб. 66 1/4 коп., в 1783 году 4118 руб. 79 1/4 коп., итого 8675руб. 45 1/2 коп. и на всю издержанную сумму расход есть и в ином расходе, а имянно: в 4556 руб. 66 1/4 коп. за 1782 год и отчет в Казенную палату дан. А в прочем расходе, а имянно 1783 года в 4118 руб. 79 1/4  коп., хоть весь тот расход в книгу и внесен по надлежащему, но настоятелем бывым архимандритом Симоном книга не подписана. Без чего оную в Казенную палату и подать нельзя. А как оной архимандрит умер, то следует за умертвлением Его подписать бывому тогда казначею, которой и ныне есть.
Затем в остатке должно быть 4994 руб. 53 1/4 коп., а как принято преосвященным Сильвестром строевой суммы — 3091 руб. 77 коп., то и недостает в оную строевой суммы — 1902 руб. 76 1/4 коп. <…> Сей недостаток следует к строевой сумме причислить из неокладной суммы, которой принято преосв. Сильвестром 2390 руб. 16 коп.
А потому уже строевой суммы будет — 4994 руб. 53 1/4 коп. Да неокладной — 487 руб. 39 3/4 коп.» (ЦИАМ, ф. 203, оп. 227, д. 195, лл. 75-76 об.)
Требует разъяснения понятие «неокладная сумма». Она составлялась из статей дохода, вызванных собственно монастырской деятельностью, и не подлежала «окладу», т.е. с нее не брался налог в пользу государства. Неокладная сумма составлялась от продажи свечей прихожанам, от выручки за места на монастырском кладбище, от пожертвований верующих и т.п. Из того же дела видно, что в момент, когда шло суровое разбирательство касательно пропажи части екатерининской суммы, некий вкладчик, спасая свою душу, подал в монастырь 2000 рублей. Благодаря чему неокладная сумма Спасо-Андроникова монастыря существенно увеличилась. Предложение практически полностью запустить данный вклад на покрытие недостатка в строительной сумме устроило всех.
Воруют, мерзавцы! Кругом воруют. На протяжении всей русской истории — хоть вкривь и вкось изборозди ее на машине времени. И тихие благостные обители с белыми стенами — очаги духовности, так сказать, — не исключение.