Современную российскую драматургию не очень интересует российская история, особенно ХIХ век, она больше занята делами сегодняшними, а если уж обращается к прошлому, то предпочитает делать это с иронией или жестким гротеском, не особенно...
**Современную российскую драматургию не очень интересует российская история, особенно ХIХ век, она больше занята делами сегодняшними, а если уж обращается к прошлому, то предпочитает делать это с иронией или жестким гротеском, не особенно вдаваясь в детали и подробности. Почему же так заинтересовали российские дела, их вечное круговращение от незаконченных либеральных реформ до солдафонского авторитаризма знаменитого английского драматурга?**
Сам Стоппард в одном из интервью (писатель в последнее время часто бывает в Москве, где «Берег утопии» поставлен в РАМТе) сказал, что «сначала его, безусловно, заинтересовала тема. Но когда вы начинаете читать Бакунина, Тургенева, Герцена, Белинского, вас неизбежно начинает интересовать Россия. Мне кажется, история нации, страны может быть так же интересна и пронзительна, как история одного человека». Впрочем, точнее будет сказать, что трилогия посвящена не столько России и ее истории, сколько русскому либерализму, попытке понять причину и истоки его исторических неудач за последние 200 лет. Причем понять, сторонясь общих рассуждений об «особенностях национального менталитета» и пристально вглядываясь в конкретные человеческие истории — в данном случае судьбы знаменитых русских изгнанников, издателей первого российского бесцензурного журнала «Колокол», А.И. Герцена, Н.П. Ога-рева и их окружения.
Трилогия Стоппарда охватывает период с 1833 по 1868 год, начинаясь в тверской усадьбе будущего знаменитого революционера Бакунина и заканчиваясь на съемной вилле Герцена под Женевой, когда им под 60. В пьесах, кроме Огарева и Герцена, участвуют их жены, дети и любовницы (нравы в семье Герцена были, как извест-но, более чем свободными), а еще Карл Маркс, Иван Тургенев, Михаил Бакунин, Николай Чернышевский, Петр Чаадаев и даже Пушкин. Спор либералов и консерваторов, по Стоппарду, выигрывают радикалы и террористы. И может быть, потому что со стороны лучше видно — драматург предлагает читателю еще один, весьма неутешительный, хотя и простой вывод.
Консерваторы консерваторами, а неудачи либералов — дело рук их самих. Результат особенностей их личности (их мягкости, нерешительности, незнания собственной страны — не зря же Стоппард называет их «утопистами») и того, что в отличие от своих политических конкурентов они этими личностями являются, но при этом абсолютно не готовы поступиться не столько принципами, сколько собой в пользу исторического успеха общего дела.
Новейшая российская политическая история тому отличный пример.
Так что береga утопiи все так же от нас далеки. Только самолетом можно долететь.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»