Долгие годы Московская область содержала клуб «Сатурн», который осваивал фантастические суммы. Долги региона почти сравнялись с его доходами. В итоге клуб обанкротился
Вероятность того, что подмосковный футбольный «Сатурн» останется в премьер-лиге, гораздо меньше, чем шансов у человечества отправить пилотируемый аппарат к одноименной планете. Приблизительно так отзываются знающие люди о будущем этого...
**Вероятность того, что подмосковный футбольный «Сатурн» останется в премьер-лиге, гораздо меньше, чем шансов у человечества отправить пилотируемый аппарат к одноименной планете. Приблизительно так отзываются знающие люди о будущем этого клуба-банкрота. Клуба, который, не имея в собственности ни стадиона, ни тренировочной базы, ни вообще более-менее ходовой инфраструктуры, умудрился влезть в почти миллиардные долги. До недавнего времени «Сатурну», основным спонсором которого была Московская область, удавалось успешно «осваивать» щедро выделяемые бюджетные средства. Подсев на губернаторскую иглу, клуб-середнячок совершал головокружительные трансферы на столь же невероятных для своего статуса условиях.**
Даже когда в начале прошлого года долги Московской области практически сравнялись с доходами региона, «Сатурн» старался держаться бодрячком, продолжая радовать игроков и прочих околоспортивных деятелей финансовыми обещаниями. В итоге долги клуба достигли суммы, граничащей с миллиардом, и местная власть, видимо, наконец осознав, что с таким «инопланетным» проектом можно оставить свой субъект Федерации без электричества не только в новогодние праздники, но и на весь сезон «осень-весна», решила сосредоточиться только на сохранении бренда. Тем самым предоставив большинству футболистов и остальному подопечному персоналу свободу выбора нового места работы.
В положении «Сатурна», и об этом говорят все более-менее разбирающиеся в футболе эксперты, может оказаться большинство российских «бюджетных» клубов. Ведь не секрет, что те же самарские «Крылья Советов» или, например, «Томь» в свое время не снялись с первенства только потому, что под них просто «обязали» спонсоров, навесив на последних необходимую «социальную» нагрузку. А пермский «Амкар» до сих пор имеет относительно неплохие шансы составить компанию «Сатурну» по той же финансовой причине, правда, в куда меньших масштабах.
Руководство отечественного футбола, в перерывах между мантрами о «кодексе чести» и перспективах перехода на систему «осень-весна», все же умудрилось выработать свою, на удивление правильную позицию — будущее за частными клубами. А «бюджетным» командам надо учиться зарабатывать самим. С первым нельзя не согласиться. А вот со вторым… При нынешнем менеджменте «бюджетных» команд о каких-либо приемлемых заработках говорить, мягко говоря, смешно. Да и само по себе существование региональных клубов выгодно очень многим как футбольным, так и совсем неспортивным гражданам. Порой даже и весьма высокопоставленным. Ведь аксиому российского спорта: «бюджетная команда — лучшая кормушка» еще никто не отменял. Схем здесь масса: от «участия» в застилке очередного газона до банального «распила-отката» контрактной суммы отдельно взятого под априори невыполнимые задачи футболиста. В общем, чем больше бюджет, тем слаще пирог.
…Раменский «Сатурн» всегда считался одной из самых перспективных российских команд, которой специалисты прочили благополучное финансовое будущее, а также успехи на футбольных полях. Имея в спонсорах Московскую область во главе с Борисом Громовым, клуб был обязан соответствовать высоким стандартам качества. Выступая в элитном дивизионе, «Сатурн» долгое время слыл лишь типичным крепким середняком, не посягая на призовые позиции. Но однажды в 2006 году команда совершила скачок и дошла до полуфинала Кубка России, а спустя год взгромоздилась на 5-е место в национальном чемпионате.
…В середине 2007 года в клубе произошли кадровые перестановки: гендиректором «Сатурна» был назначен бывший глава аппарата правительства Московской области и близкий товарищ губернатора Громова Борис Жиганов, который решил сделать из клуба средней руки флагман отечественного футбола. Проведя в «Сатурне» полгода, новый гендиректор заявил о намерениях вывести команду в Лигу чемпионов. Момент был выбран весьма удачный — в день рождения губернатора Бориса Громова Жиганов в присутствии полит- и бизнес-элиты, собравшейся поздравить главу региона с его праздником, торжественно заявил о планах на 2008 год.
— Жиганов тогда сказал: «Kоманда готова к борьбе за выход в Лигу чемпионов!» — рассказывает один из очевидцев события. — Присутствовавшие на мероприятии с интересом отнеслись к наполеоновским планам Бориса.
Оставалось решить денежный вопрос — без должного финансирования бороться с ведущими командами страны за путевку в Еврокубок возможным не представлялось. Инициативу Жиганова решили поддержать — «Сатурну» был выделен кредит в размере 803,7 млн рублей через дочернюю организацию области ОАО «Московская областная инвестиционная трастовая компания», через которую шло финансирование ряда проектов, в том числе строительство спортивных сооружений региона. Напомним, в августе 2009 года Арбитражный суд Московской области признал МОИТК, размер долгов которой составил более 50 млрд рублей, банкротом. В конце года состоялось судебное разбирательство, в результате которого Следственный комитет при Прокуратуре РФ предъявил обвинение менеджерам компании в хищении 3 млрд долларов. Организатором преступления следствие посчитало теперь уже бывшего министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, который сегодня скрывается от уголовного преследования в США.
Кредит МОИТК вызвал немало обсуждений в футбольной среде: получить необеспеченный заем команде, не располагающей залоговыми возможностями, — большая редкость… «Деньги запрашивались на Лигу чемпионов, поэтому кредит Жиганову дали, — рассказывает наш источник в администрации области. — Правда, кредитовал клуб по факту не областной регион — деньги пришли из частного сектора. Но область клуб поддерживала и бросать не собиралась, пока у нее самой не возникли проблемы по кредитам. В результате этот «лигочемпионский кредит» больнее всего ударил по клубу спустя годы».
Бомбу замедленного действия руководители «Сатурна» заложили в конце 2007 — начале 2008 года, заключив ряд сомнительных контрактов. В 2007-м, например, были подписаны трехлетние договора с нападающим Дмитрием Кириченко, удостоившимся ежегодного жалованья в размере 27,5 млн рублей, вратарем Александром Макаровым, чей оклад составил 19,3 млн (примечательно, что за три года голкипер ни разу не сыграет за основную команду), и хавбеком Андреем Карякой, зарплата которого составила 69,7 млн рублей. В феврале 2008 года клуб уже подписал соглашение с камерунским защитником Бенуа Ангбва до 2011-го, его зарплата оказалась 31 млн, а летом того же года был заключен контракт сроком на два с половиной года с нигерийским нападающим Соломоном Окоронкво с зарплатой в 25,7 млн рублей. Были также изменены условия долгосрочного контракта одного из лидеров команды, полузащитника Алексея Игонина — с ним подписали договор на три года, его ставка достигла 32,8 млн. Нового соглашения (на три года) удостоился и Руслан Нахушев — его зарплата составила 28,9 млн рублей. (Копия расчета расходов по исполнению контрактов с футболистами есть в редакции.) «Сатурн» стал одним из лидеров премьер-лиги в части фонда заработной платы. Не забывало тогдашнее руководство раменчан и про труды агентов: за 2008—2009 гг. Борис Жиганов выписал 91,3 млн рублей агентских вознаграждений, причем в зимнюю трансферную кампанию 2009 года за трансфер футболиста стоимостью 36,9 млн рублей неким посредникам было выплачено 32,3 млн — практически 100% цены игрока. Но увеличение зарплат, как и ожидалось, футболистов сильнее не сделало — клуб не только не завоевал путевку в Лигу чемпионов, но и занял низкое 11-е место. В 2009 году целевые финансовые поступления от области, покрывавшие пассив клуба, значительно сократились, и сумма убытков составила 669,1 млн рублей. Борис Жиганов был уволен, а на должность гендиректора пригласили председателя Федерации футбола Московской области Игоря Ефремова. Но Ефремову не удалось вытащить команду из долговой петли. Более того, петлю эту он, вероятно, затянул потуже. «Первые задолженности клуба перед игроками стали появляться в конце 2008 — начале 2009 года, но тогда все более-менее выплачивалось. А в начале 2010 года мы уже ощутили кризис в полной мере», — говорит нападающий «Сатурна» Дмитрий Кириченко.
Несмотря на то, что перспектива банкротства маячила перед «Сатурном» давно (о чем впоследствии напишет в своем отчете контрольно-ревизионная комиссия), Ефремов в период своей работы пересмотрел условия контрактов с рядом игроков. Так, по новым договорам сумма контракта Петра Немова составила 38,7 млн рублей, Алексея Иванова — 32,5 млн, Марко Топича — 23 млн, Антонина Кински — 39,4 млн рублей. По сведениям «Новой», надбавки получили все игроки, кроме Антонина Кински, — его зарплата была снижена наполовину. Зато в соглашении чешского голкипера появился новый пункт (см. в таблице расчета расходов по исполнению контрактов с футболистами в 2010 году). Примечательно, что в конце 2009 года Ефремов выписал неизвестным агентам агентское вознаграждение в размере 11,4 млн рублей за бесплатного футболиста.
По итогам сезона-2010 Ефремов напишет в своем годовом отчете (копия есть в редакции): «<…> Клуб характеризуется нестабильным финансовым состоянием, низкими показателями ликвидности, финансовой неустойчивостью, отрицательным значением собственного капитала. <…> Накопленный капитал — индикатор проедания Обществом результатов своей деятельности. <…> Улучшение финансового состояния Общества возможно. В настоящее время ведутся активные переговоры по привлечению инвестиционных средств для погашения имеющихся долгов».
До поры до времени единственным потенциальным инвестором оставался литовский бизнесмен Владимир Романов, владеющий футбольными клубами «Хартс» и «Каунас», а также баскетбольным «Жальгирисом». Но и он отказался от своих притязаний. «Романову не нужен клуб без базы и стадиона, — объясняет причину отказа экс-гендиректор раменчан Игорь Дмитриев, который еще в 2005 году вел переговоры о продаже «Сатурна» с бизнесменом. — Тогда покупка клуба, не имеющего ключевых активов (база и стадион находились на балансе области), Романова не заинтересовала».
Неудивительно, что «Сатурн» оказался не нужен Романову и сейчас — базы и стадиона у клуба по-прежнему нет, зато есть почти миллиардный долг перед кредиторами, футболистами и персоналом. Долг, выросший из необоснованных амбиций руководителей.
**Комментарии**
**Шандор Варга,** _ агент ФИФА:_
— В «Сатурне» работают два моих клиента — Владимир Юрченко и Леонид Ковель. Оба они являются далеко не самыми богатыми игроками клуба, что подтверждает обнародованная вами информация. Вообще-то зарплаты в размере 1-2 млн долларов в Европе платят топ-клубы, борющиеся в своих национальных чемпионатах за лидирующие позиции. Десятая команда Англии, например, точно не в состоянии позволить себе Каряку с зарплатой в 2 млн долларов. А те долги, которые берут европейские команды, всегда обеспечиваются имуществом акционеров. В случае с «Сатурном» долги — следствие своеобразной работы менеджмента. Происходящее сегодня в «Сатурне» меня, честно говоря, шокирует. Особенно после того, как я побывал на шикарном стадионе «Сатурна», где смотрел игру команды в компании губернатора Громова. Мне казалось, что «Сатурн» точно не останется без поддержки, в крайнем случае поможет кто-то из многих олигархов, проживающих на территории Подмосковья.
**Николай Грамматиков,** _ генеральный секретарь профсоюза футболистов и тренеров:_
— Зарплаты и трансферы «Сатурна» в последние годы, очевидно, не были экономически обоснованными. Жиганов, проработав два года, тихонько покинул большой футбол, не понеся за свои траты никакой ответственности. Вообще должен существовать определенный механизм, ограничивающий полномочия таких руководителей, как Жиганов, чтобы не допускать разорения в футболе. А ситуация с «Сатурном» — классический пример разорения организации. Кроме того, вопрос к РФС: как в 2010 году клуб получил лицензию, имея на своем счету отрицательный баланс? Думаю, теперь многие понимают, что инициатива Платини по обязательному ограничению командами расходов — мера необходимая. Иначе мы будем и дальше получать «социальные проекты», на сладкую жизнь которых налогоплательщики будут отдавать сотню-другую миллионов долларов.
**P.S.** _ Получить комментарии от представителей руководства «Сатурна» нам не удалось. Клубные телефоны отвечали длинными гудками._
**Интересные факты**
— Обязательства «Сатурна» по зарплате перед игроками основного состава команды в 2010 году составили 553,1 млн рублей, по премиям — 38,1 млн, по особым условиям контрактов — 59 млн.
— Любопытно, что за каждое набранное командой очко Антонину Кински, например, полагалась премия 468 тыс рублей. «Сатурн» набрал 34 очка, и Кински заработал 18,7 млн рублей — эта сумма вдвое больше той, которую клуб выручил от продажи билетов и рекламных сделок в 2010 году.
— За продление договора Петр Немов получил премию в размере 10,6 млн рублей — это втрое больше зарплаты в «Сатурне» одного из самых ярких игроков минувшего сезона Эмина Махмудова, ныне футболиста «Спартака».
— По-прежнему не погасил долг перед «Сатурном» лиссабонский «Спортинг» за переход в 2007 году сербского полузащитника Симона Вукчевича. За серба португальцы должны 82,7 млн рублей. Однако в случае ликвидации «Сатурна» взыскать эти средства с должников не получится.
— На зимнюю трансферную кампанию 2011 года «Сатурн», судя по прогнозным суммам в документах, планировал потратить 200 млн рублей.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»