Сюжеты · Общество

Знак неравенства

В Горбачев-фонде прошел круглый стол, посвященный проблемам образования

Людмила Рыбина , Обозреватель, rybinal@yandex.ru
Интеллектуальный потенциал населения определяет конкурентоспособность страны в мире. Поэтому качественное образование становится проблемой стратегической. От ее решения будет зависеть и развитие экономики знаний в противовес экономике...
**Интеллектуальный потенциал населения определяет конкурентоспособность страны в мире. Поэтому качественное образование становится проблемой стратегической. От ее решения будет зависеть и развитие экономики знаний в противовес экономике трубы. Может ли образование быть платным? Что нужно сделать, чтобы образование стало социальным лифтом? Сколько денег нужно образованию? Могут ли решаться проблемы в образовании, пока они не решены в стране? Готово ли общество добиваться улучшения образования?**
**Эти вопросы были в центре внимания участников круглого стола.**
Открывая встречу, Михаил Горбачев напомнил: то, что происходит сейчас с образованием, — это уже размывание фундамента.
Одна из самых горячих тем — воспроизводство системой образования неравенства, существующего в нашем обществе.  «Не получается! — констатировал Давид Константиновский, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры РАН. — Неравенство закладывается с самой начальной ступени образования». Первый этап — недоступность детского сада, который мог бы выравнивать уровень подготовки детей перед школой. Затем школы с очень разным качеством образования и, соответственно, с различным социальным составом.
Участники круглого стола пришли к выводу, что переменами движет бухгалтерский подход: решаются не содержательные, не социальные, не собственно образовательные, а только экономические проблемы. Хотя сиюминутная экономия на образовании — это значительные потери в будущем. Известно, что вкладывать в образование экономически целесообразно! «Один доллар, вложенный в дошкольника, дает в будущем прибыль в 21 доллар. Один доллар, вложенный в студента университета, дает 4 доллара», — констатировал уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. Но в России такая зависимость, работающая в странах, где есть спрос на высококвалифицированную рабочую силу, не действует. Почему — объяснил профессор Александр Аузан, президент Института национального проекта: «Я на своем семинаре в МГУ спрашиваю студентов: где вы себя видите через четыре года? И слышу ответы: в Германии, Ирландии, США… Экономика трубы не требует мозгов».
Директор 45-й московской гимназии Михаил Шнейдер рассказал, что сейчас в Москве ликвидируются бюджетные доплаты, которые имели гимназии за гимназический компонент. На собрании родителям предложили доплачивать за то, что предлагается сейчас отменить. Родители отказались: они согласны получить от школы то, что останется, а деньги отдавать репетиторам за подготовку своего ребенка к ЕГЭ.
А начинать все равно надо с учителя. Зарплата большинства российских учителей — 8—9 тыс. рублей. Это значит, что работать учителем может только фанатик или женщина, которую содержит муж.