Сюжеты · Политика

С флагом России

Вышли на защиту Лебедева и Ходорковского люди в мировых столицах

10 декабря во многих странах мира отмечался установленный решением ООН 60 лет назад День прав человека. Эта дата была выбрана в честь принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав...
**10 декабря во многих странах мира отмечался установленный решением ООН 60 лет назад День прав человека. Эта дата была выбрана в честь принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека.**
**Берлин**
По инициативе директора Музея Берлинской стены Чекпойнт-Чарли Александры Хильдебрандт прошла демонстрация против нарушений прав человека в России.
Звучали требования не на словах, а на деле осуществлять основные права и свободы человека, освободить политических заключенных, в том числе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, найти и судить убийц российских журналистов и тех, кто совершает избиения журналистов с целью устрашения. Участники демонстрации пронесли от Музея Берлинской стены до посольства России 50-метровый российский флаг, который был пронесен в 1991 году по Москве как символ победы над путчистами. В Берлин флаг привез инициатор его создания — российский предприниматель и политик Константин Боровой:
— Я шил этот флаг. В свое время мы принесли его к Белому дому и подарили демократическому правительству России. Я очень рад, что этот флаг теперь в Берлине, а не у тех, кто к демократии не имеет никакого отношения. Мне приятно его здесь носить и дразнить этим флагом нынешнее российское правительство.
В берлинской акции принял участие и прибывший из Лондона известный правозащитник Владимир Буковский. Демонстрация завершилась вручением представителю посольства России в Германии петиции под названием «Берлинская декларация», под которой подписались сотни известных политиков, общественных и культурных деятелей Германии и других стран. Среди подписавших декларацию — лауреат Нобелевской премии по литературе немецкая писательница Херта Мюллер, пианист Евгений Кисин, скрипач Гидон Кремер, композиторы Гия Канчели и Арво Пярт, кинорежиссер Терри Гиллиам, писатель Андрей Курков, депутаты бундестага, в частности сопредседатель партии «зеленых» Германии Клаудиа Рот.
Сбор подписей начался в день открытия в Музее Берлинской стены выставки, посвященной процессу над Ходороковским и Лебедевым.
**Юрий Векслер** Берлин
**Санкт-Петербург**
«Приговор Ходорковскому — приговор будущему России», «Путин и Ко — беда и зло», «Страна спит — Ходорковский сидит» — с такими лозунгами около 500 петербуржцев вышли 12 декабря на митинг в центре города. Вопреки и обыкновению, и ожиданиям, милиция не чинила препятствий собравшимся.
Накануне оглашения приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву о совместном выступлении в их защиту сумели договориться «Яблоко», «Солидарность», ОГФ, РНДС, «Демократический выбор», молодежное движение «Оборона», правозащитная организация «Солдатские матери» и другие оппозиционные силы Петербурга.
Городские власти согласовали митинг в поддержку бывшего руководителя МФО «МЕНАТЕП» и экс-владелеца компании «ЮКОС». И хотя за несколько дней до него в Смольном уточнили с непонятной целью, что разрешение дано «физическим лицам, а не политическим партиям и движениям», никаких претензий организаторам администрация Петербурга не предъявляла.
**[Нина Петлянова](https://novaya:strongpass1@novayagazeta.ru/data/?reg=0&rarch=1&rub=0&grub=0&auth=58257&sb_a=%3E%3E&pd1=&pm1=&py1=&pd2=&pm2=&py2=)** ,
соб. корр. «Новой»
 Санкт-Петербург
**Нью-Йорк**
В воскресенье у российской миссии при ООН в Нью-Йорке состоялся пикет в защиту Михаила Ходорковского. Пикет проходил под проливным дождем, редким для нью-йоркского декабря.
Два десятка демонстрантов держали принесенные в пластике плакаты с лозунгами на русском и английском языках: «Приговор Ходорковскому — приговор всей стране», «Никакого бизнеса в России до освобождения Ходорковского», «Сперва ЮКОС, потом вы».
В США на дело Ходорковского смотрят неоднозначно. «Правомочно ли считать Ходорковского политзаключенным?» — спросил я предыдущим вечером у Катрины Ванден Хьювел, главного редактора Nation, старейшего левого журнала в США. «Я думаю, он им сделался, — ответила Ванден Хьювел. — Это более сложный вопрос, чем его представляет западная пресса… Но чем дольше он сидит в тюрьме, тем больше превращается в мученика».
Ее муж, известный американский специалист по России Стивен Коэн, заметил, что в США были приговорены к тюрьме за злоупотребления деятели корпорации Enron. «Мы дали им больше, чем Ходорковскому, — сказал Коэн. — Но в России люди, которые делали абсолютно то же, что он, не понесли никакого наказания. Избирательное правосудие — это не правосудие!»
По данным Коэна, в руководстве американского филиала «Международной амнистии» разразилась дискуссия на тему того, причислять ли Ходорковского к политическим заключенным. Вопрос был решен отрицательно.
«У меня впечатление, что эта организация вообще с большой острожностью причисляет людей к политзаключенным, — комментировал это обстоятельство правозащитник Олег Козловский. — Они должны быть на 300 процентов уверены. Во-вторых, эта организация вообще с большим скепсисом заранее относится ко всем представителям бизнеса, которых сажают в тюрьму. Так что я не удивлен, хотя, конечно, очень расстроен».
Я спросил у Козловского, считают ли российские диссиденты Ходорковского своим. «Я не могу говорить за всех диссидентов, — ответил он, — но, безусловно, большинство правозащитников, в том числе и старого поколения, считают Ходорковского политзаключенным».
**Владимир Козловский** Нью-Йорк