Сюжеты · Политика

Не угрожают, но планы строят

Из-за утечки WikiLeaks произошел конфликт между НАТО и Россией

Александр Минеев , Соб. корр. в Брюсселе
К концу недели буря в стакане воды улеглась. Совместные проекты не остановлены, и на Совете Россия—НАТО в среду «очень позитивно и продуктивно» договаривались о том, что, где, когда. Другим этот конфликт сегодня и не мог быть. К тому же...
**К концу недели буря в стакане воды улеглась. Совместные проекты не остановлены, и на Совете Россия—НАТО в среду «очень позитивно и продуктивно» договаривались о том, что, где, когда. Другим этот конфликт сегодня и не мог быть. К тому же конфиденциальная переписка, напечатанная в британской Guardian, раскрыла секрет Полишинеля.**
Во вторник газета со ссылкой на сайт WikiLeaks сообщила, что в январе командующий силами НАТО в Европе Джеймс Ставридис предложил расширить план обороны Польши под кодовым названием Eagle Guardian на Литву, Латвию и Эстонию. Далее подробности: девять дивизий, подготовка портов для переброски сил, транспортные самолеты, базы в Германии… Всем, кто знаком с военно-политической кухней НАТО, известно, что есть планы обороны членов альянса для самых разных и даже совсем маловероятных сценариев. На то он и военный альянс. WikiLeaks не открыл страшной тайны. Сценарии защиты прибалтов от вторжения из России чуть ли не публично обсуждались в НАТО после грузинской войны 2008 года. До этого была загадочная кибератака на Эстонию на фоне событий вокруг «Бронзового солдата».
В шифровках американского постпреда из Брюсселя в Вашингтон говорилось о ситуативном оборонительном плане, и не написано, от кого же это, в случае чего, придется защищать малых прибалтийских союзников. Постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин эмоционально и образно отмел сомнения: конечно, от России. Не от Швеции же с Финляндией и не от белых медведей обороняться. Выходит, НАТО на словах клянется в стратегическом партнерстве, но при этом держит фигу в кармане, считая нас вероятным противником. Это противоречит духу и букве Лиссабона.
В тот же день постпред направил письма генсеку альянса и своему американскому коллеге, предложив им объясниться. А журналистам заявил, что Россия хочет от НАТО отмены оборонительного плана и вообще официального отказа от военного планирования против нее. В среду под конец заседания Совета Россия—НАТО он попросил генсека Андерса Фога Расмуссена ответить на его письмо и дать политическую оценку по существу утечки.
Генсек Андерс Фог Расмуссен — послу Рогозину, а журналистам — официальный представитель НАТО Оана Лунгеску сказали, что в НАТО не принято комментировать публикации в прессе, конфиденциальные документы, как и информацию о планах обороны. Но всегда были и будут соответствующие планы для всех членов альянса. Это стержень коллективной обороны — главной задачи НАТО.
Утром в четверг Расмуссен согласился встретиться с российскими журналистами и повторил официальную позицию: «НАТО не считает Россию угрозой своей безопасности и сама не представляет опасности для России. Напротив, мы хотим развивать настоящее стратегическое партнерство».
Натовцам в этой истории просто не повезло, потому что мяч, вброшенный WikiLeaks в публичное поле, оказался на их стороне. Никакого паритета. Секретных документов о военном планировании России на случай агрессии НАТО не опубликовано, поэтому наши дипломаты избавлены от требований комментировать планы, которые, полагаю, есть у российских военных. Зато можно использовать момент в публичной дипломатии. Сказать: ребята, вы нас подводите, особенно президента Медведева, который проявил смелость, решился-таки полететь в Лиссабон и говорить там о партнерстве. Мы политически рискуем. Как теперь нас российский народ поддержит?
В итоге все остались при своих тайных планах и программных декларациях. Утечка WikiLeaks напомнила о двух сторонах международной политики, а также поставила вопрос о соотношении дипломатии и публичности. Американцы первые, кто вынужденно поделился с публикой своими секретами, но вряд ли последние. WikiLeaks открыл новую эпоху.