Корпоративные ритуалы проникают назад в рабочее пространство. Спустя два года с начала кризиса офисы снова отплясывают под Boney M и Алену Апину. А начальство добровольно возрождает подзабытые традиции тимбилдингов и выездных тренингов....
Корпоративные ритуалы проникают назад в рабочее пространство. Спустя два года с начала кризиса офисы снова отплясывают под Boney M и Алену Апину. А начальство добровольно возрождает подзабытые традиции тимбилдингов и выездных тренингов. Более того, коллектив для этих целей везут теперь не в подмосковные дома отдыха, а в отели Турции и Египта… Вы скажете, офисы в кризис так ничему и не научились. Неправда. Турция и Египет дешевле Подмосковья. А Алене Апиной предлагают в два раза меньше, чем в 2008-м. И ничего, поет.
Но главное, конечно, здесь не экономия.
Подмоченная в кризис репутация начальства (из-за сокращения штатов, зарплат) нуждается в восстановлении. Решение задачи — дать коллективу ощущение, что о нем снова заботятся. Само по себе возвращение офисных ритуалов уже действует на повышение лояльности. В ход идут самые доступные средства: не считая тимбилдингов и корпоративов, это благодарности, грамоты, мелкие подарки. За меньшие деньги компании рассчитывают получить докризисное уважение персонала. И получают.
Другое дело — «внешняя» лояльность. Деловые партнеры и важные клиенты требуют более тонкого подхода. Не поможет и Алена Апина. Как и до кризиса, здесь решают подарки — важнейший инструмент построения имиджа. Впрочем, два года назад основным достоинством подарка партнеру или клиенту делалась его стоимость. От ее величины зависел КПД вашей репутации. Перещеголять друг друга стремились уважаемые корпорации. И наоборот, никто не хотел опростоволоситься, выступив хуже конкурента. В этой сфере наблюдался даже промышленный шпионаж. «Одна транспортная компания, узнав, что ее конкурент готовится разослать постоянным клиентам по бутылке «Хеннесси», своим решила отправить по две плюс набор стаканов, — рассказывает бизнес-консультант Елена Федорова. — Никто тогда денег не считал».
Но уже в кризис корпоративные подарки исчезли как явление. И возродились в новом качестве только в прошлом году. Приметами подарка стали сдержанность и функциональность. Хит сезона — прощение долгов (для деловых партнеров), что актуально даже после кризиса. Вместо стоимости достоинством подарка делается, наоборот, его нематериальность. Бизнесмены, например, презентуют друг другу билеты в театр.
Мы опросили ведущих специалистов в области корпоративного протокола и имиджа, руководителей event-агентств и подарочных мастерских. И вместе составили рейтинг корпоративных подарков. Вошли в него хиты этого года. Впрочем, вне списка оказались многие традиционные для прошлых лет позиции. Например, драгоценности и парфюмерия. Но это теперь вне тренда, и им уже найдена замена.
**Прощение долгов**
Преподносится (либо доставляется по почте) к Новому году/Рождеству, дню рождения вашего партнера или его организации в виде скромной открытки с изложением прощаемой суммы и наилучших пожеланий. Целесообразно подкрепить открытку бумагой, имеющей юридическую силу. Главное для обеих сторон в ходе церемонии — сохранять сдержанность: даритель не должен акцентировать на своей доброй воле, а поздравляемому не следует рассыпаться в благодарностях.
— «Прощение долга» — замечательный деловой ход, который демонстрирует заинтересованность в долговременных партнерских отношениях, — объясняет консультант по деловому стилю Татьяна Николаева.
**Съедобные подарки** (логотип компании, сделанный из шоколада, печенья; фигурка начальника и т. п.), **полезная мелочь** (флешки), **сертификаты на покупку бытовой техники** вместо **сувениров** (золотые ручки, визитницы и т. п.)
Подходит для сотрудников офиса или клиентов. Дарить на памятные даты.
Функциональность вытесняет пафос и несъедобные понты. В почете полезность и оригинальность, которые можно попробовать на зуб.
— Подарки становятся более человечными, теплыми, менее номенклатурными, — говорит креативный директор петербургской компании Happy Partner, специализирующейся на подборе корпоративных подарков, Анастасия Рябцева. — Кризис научил ответственно тратить деньги и помог осознать практическую бесполезность холодной роскоши и дороговизны. Если раньше компании дарили клиентам по декоративному сервизу, то сегодня будет более уместна красивая и практичная кружка.
**Благотворительность** вместо **подарка**
Преподносится деловому партнеру, как и «прощение долгов», в виде открытки. Указывается кому и в какой фонд направлены средства. Важно подчеркнуть, что пожертвование было сделано и от имени партнера.
Этот докризисный тренд вызвал много споров, но все же перекочевал в новое время. Самой главной претензией к такой идее подарка остается чрезмерная публичность. Более того, компании специально афишируют свои намерения направить подарочный бюджет на меценатство. Забывая при этом упомянуть партнеров, оставшихся ни с чем. «Возникает неприятная ситуация: дарящая компания единолично извлекает весь PR-эффект, а партнер-контрагент получает только открытку, — объясняет директор мастерской подарков «А-Так» Ксения Чабаненко. — Было бы справедливо озвучивать и его имя. Либо, что лучше, придерживаться анонимности всем».
— Конечно, истинная благотворительность анонимна, — соглашается Татьяна Николаева. — Но если даже в храме Христа Спасителя висят таблички с именами жертвователей (а имена на них ого-го-го какие!), то что предъявлять рядовым купцам с соответствующим менталитетом?
**Сеанс тайского массажа** (SPA-процедуры) вместо **косметики и парфюмерии**
Измотанные нестабильностью нервы и здоровье предпринимателей требуют заботы. И хотя деловой этикет совсем не приемлет интимные подарки и услуги, намекающие на проблемы со здоровьем, бизнесмены не стесняются. В ходу даже такие неоднозначные подарки, как сеансы у психоаналитика, абонементы в баню.
**Билеты в театр** вместо **драгоценностей**
Даже если вы не любите театр, билеты от партнера — отличный подарок и позитивный сигнал. Скорее всего, это значит, что ваш коллега хочет продемонстрировать утонченность.
Чтобы избежать конфуза, спецы по имиджу советуют дарителям выбирать классические постановки.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»