Сюжеты · Общество

Ума палатки

Почему бунт предпринимателей в Киеве не приведет ни к отставке президента Украины, ни к роспуску Верховной рады

Ольга Мусафирова , собкор в Киеве
«Дивчино, дивчино, дивчино-весна!» — льется из динамиков. Сверху, не переставая, льет дождь. Последнее обстоятельство ничуть не мешает шести женщинам среднего возраста в голубых и зеленых плащах-дождевиках приплясывать по кругу. В центре...
«Дивчино, дивчино, дивчино-весна!» — льется из динамиков. Сверху, не переставая, льет дождь. Последнее обстоятельство ничуть не мешает шести женщинам среднего возраста в голубых и зеленых плащах-дождевиках приплясывать по кругу. В центре круга, как зрелый подсолнух, покачивается в такт дядька в кожаной кепке и с флагом, на котором написано «Народна рада». Как выясняется, мелкий буржуа из Днепропетровска, с рынка «Озерка», со своими «наемницами».
— Греемся! На базаре и не в такую погоду работаем. Никуда отсюда не уйдем! — клянутся женщины телекамерам. — Пусть милиция только тронет… Правда, Володя?
Володя хмуро кивает. Видимо, прикидывает в уме, сколько теряет от «танцев». В конце года перед праздниками самая торговля — народ охотней расстается с деньгами. И теперь не доехавшие до столицы коллеги с рынка — они же конкуренты, которые то и дело звонят на мобилу: «Ну, как там дела? Все получится?» — выступают в роли штрейкбрехеров, вместе с олигархами, депутатами и президентом разоряющими Володю.
**Налоговый кодекс как ДТП со смертельным исходом**
Милиция дежурит в подземном переходе, сидит в автобусах. Что ж мокнуть за одну зарплату? Ее настроение и перемещения зорко контролируют таксисты. Их профсоюз одним из первых включился в стачку. Налоговый кодекс в нынешнем виде для водителей машин с «шашечками» подобен ДТП со смертельным исходом. После того как физических лиц приравняют к юридическим и всех обяжут платить одинаковые налоги — 33,2% от прибыли, не выжить практически никому…
Окружной административный суд Киева предсказуемо запретил митинги на Майдане. Основание стандартное: киевляне и гости столицы, в том числе и иностранные (в эти дни здесь принимают принца Бельгии и Патриарха всея Руси Кирилла), должны иметь возможность свободно передвигаться по главной улице и рядом с ней. Но на предложение мэрии перебраться с ритуального места на Контрактовую площадь или на площадь Леси Украинки — тоже в центре, но не рядом с Крещатиком — митингующие ответили категоричным: «Не дождетесь!»
Впрочем, судебные исполнители ничего из анонсированного исполнять пока не стали. Тем более силами внутренних органов. Утром разгонять трогательно танцующих теток и журналистов, жаждущих динамики, себе дороже выйдет. А днем, когда на митинги собирается пять-семь тысяч человек и над площадью появляются растяжки «Львов», «Одесса», «Кривой Рог», подобное и вовсе нереально.
**Снова депутатские палатки**
Массовые ночевки на Майдане тем более запрещены. Однако несколько армейских палаток установили прямо на гранитном подиуме, неподалеку от фонтанов и стеклянных галерей подземного магазина «Глобус». Палаточные колья вбиты в зазоры между плитами так, чтоб не треснуло покрытие. В 2004-м поступали подобным образом. Мирная революция ничего, кроме власти, не собиралась крушить.
Палатки вновь защищают листы бумаги с надписями: «Собственность народного депутата такого-то…». Парламентарии от БЮТ и «Нашей Украины» воспользовались законным правом именовать их своими приемными для встреч с избирателями.
В одной из «приемных» сушат носки, наливают из термосов чай, пересчитывают провиант и прикидывают, сколько надо закупить теплых одеял и матрасов. В другой палатке заседает спонтанно родившийся штаб акции. Над Майданом полощутся только сине-желтые, государственные флаги, а представителей всех партий и блоков попросили на «чужой свадьбе» в роли невесты не красоваться. (Впрочем, экс-премьер и экс-кандидат в президенты Юлия Тимошенко просьбой пренебрегла и произнесла со сцены коротенькую, минут этак на сорок, речь. Мол, я с вами, держитесь, власть — антинародная, давайте по ходу соберем подписи за референдум об отставке Януковича и роспуске Рады! Представители Партии регионов тут же закричали в ответ о заказном, проплаченном БЮТом характере протеста.)
В третьей палатке переговорная группа в количестве семи человек, в основном юристы из общественных организаций, готовится к встрече с первым вице-премьером Андреем Клюевым.
Глава правительства Николай Азаров отбыл с рабочим визитом в Ливию. И будь только его воля, бунтовщиков, которые хотят на «дырках в законе» по-прежнему наживаться, а бюджетников, врачей, учителей и пенсионеров нищетой уморить, вообще бы на порог кабмина не пустил! Недаром Азаров, «крестный отец» Налогового кодекса, экономист советской закваски, даже внешне напоминает Андропова. Но тут произошло следующее.
**Янукович лицом к Европе. Вид сзади**
Президент Виктор Янукович доложил на саммите ЕС в Брюсселе о демократии, в пользу которой Украина сделала окончательный мировоззренческий выбор. И подытожил: «Я хочу сделать ударение — человек свободен тогда, когда он не беден. Когда он способен защитить себя». Между строк читалось: Виктор Федорович не желает выглядеть перед лицом Европы «путинизатором Украины», открыто подавляющим бунты представителей среднего класса, почуявшего вкус свободы. Он ставит задачу высшей сложности — и документ максимально уберечь от корректив (Налоговый кодекс в подобной редакции, кстати, вполне устроит МВФ), и призрака украинской революции задобрить. А не то правительственные головы с плеч! Потому что негатив, адресованный идеологам и авторам кодекса, никоим образом не должен обратиться на президента.
На Майдане звучат обнадеживающие новости. Мол, кое-каких уступок от власти в лице Клюева удалось добиться! Обещают отсрочить на полгода, то есть до лета, введение обязательной бухгалтерской отчетности. Увеличить с 600 до 800 тысяч гривен (примерно 80-100 тыс долл. — О.М.) максимальный ежегодный доход предпринимателей, которые работают на едином налоге и используют кассовые аппараты. И относительно полномочий налоговиков, которые могут являться с проверками без предупреждения чуть ли не круглосуточно, есть подвижки. Правда, следом летит дурная весть — от Ассоциации общественных организаций малого и среднего бизнеса Украины и Конфедерации свободных профсоюзов, а также представителей рынков Киева и Одессы. Оказывается, в переговоры вступила «левая» группа лиц, которая не выражает интересы всех бастующих!
Народный депутат Владимир Филенко, один из «полевых командиров» Майдана-2004, который вместе с коллегами-парламентариями дежурит возле палаток в роли живого щита на случай ночного штурма, знает больше:
— История повторяется. Приходят юноши с «приветом от Клюева», ищут среди организаторов слабое звено, предлагают деньги, помощь бизнесу. Только бы свернулись побыстрей.
Примерно о том же, о нарастающих внутренних противоречиях жестко пишет в блоге на популярном ресурсе «Украинская правда» предприниматель, руководитель интернет-сервисов Денис Олейников: «Революция отменяется. Нас, представителей электронной коммерции, не существует ни для власти, ни для штаба «второго Майдана». Там делят шкуру неубитого народного признания».
**Власть бездействует грамотно**
Очередной массовый митинг под дождем. Мимо, по улице Институтской, проезжает, не останавливаясь, кортеж президента. Толпа скандирует: «Янукович, вето!» Впрочем, Налогового кодекса в офисе президента нет. Он еще даже не подписан председателем Верховной рады Владимиром Литвиным. Процедура прохождения инстанций может растянуться еще недели на три — и все в соответствии с законом.
Власть владеет собой и бездействует грамотно, позволяя бунтовщикам выпустить пар. Но уже сейчас гибельные для малого и среднего бизнеса положения кодекса часть не бастующих предпринимателей пытается «отбить» традиционным способом.
…Вызываю по мобильному такси, чтоб добраться с Майдана до редакции, — очередь на маршрутку километровая. Диспетчер называет сумму, гривен на десять больше обычной.
— Что случилось? — недоумеваю.
— Вы не в курсе? Налоговый кодекс приняли. Цены на бензин сильно выросли.
…Включаю телевизор на сюжете со встречи с экс-президентом Литвы Валдасом Адамкусом в Институте мировой политики. Господин Адамкус прилетел отпраздновать в компании Виктора Ющенко шестую годовщину Майдана. Он проникновенно вспоминает о времени «оранжевой революции»:
— Никогда не забуду лица, которые тогда видел в Киеве!
Советует украинцам чувствовать себя равными среди равных и не жертвовать идеалами. А также искать группы стран, способных стать адвокатами Украины. (Наверное, что-то пропустила. Кто и в чем смеет обвинять Киев? Свобода слова и демократия бурлят в самом сердце столицы!)
Адамкуса спрашивают о ситуации, спровоцированной Налоговым кодексом. Он дипломатично уходит от прямого ответа. Но дает понять, что украинский Налоговый кодекс скорее хорош, чем плох, и уж точно не оригинален в своей жесткости.
— Что касается малого бизнеса, то это мировая тенденция. Крупные выталкивают мелких с рынков…
Утром в четверг на Майдане объявили: палатки в центре Киева и люди, стоящие вокруг, — это теперь «Город воли» (по-украински «Місто волі»). Так же называется и официальный интернет-ресурс национального координационного совета предпринимателей Украины и акции протеста против Налогового кодекса — [www.mistovoli.org](http://www.mistovoli.org/). По данным этого сайта, к полудню по местному времени количество митингующих в столице уже превысило 20 тысяч человек.