Сюжеты · Общество

1 700 000 душ

Людмила Рыбина , Обозреватель, rybinal@yandex.ru
Детский» счет государству — 1 миллион 700 тысяч душ. Именно столько дошкольников, по официальным данным, ждут места в детских садах. В гигантской очереди — вся страна, от Калининграда до Владивостока «Детская» проблема, если ее не решать...
**_Детский» счет государству — 1 миллион 700 тысяч душ. Именно столько дошкольников, по официальным данным, ждут места в детских садах. В гигантской очереди — вся страна, от Калининграда до Владивостока_**
**«Детская» проблема, если ее не решать (а ее не решают), может превратить карту родины в минное поле. По крайней мере в коротких сообщениях наших читателей, которые мы в течение месяца публиковали под рубрикой [«Всенародная слежка»](https://novaya:strongpass1@novayagazeta.ru/society/917.html), просматривается плохо скрываемое раздражение.**
**Как будет решаться «детская» проблема? Этот вопрос наших читателей мы адресовали директору департамента общего образования Минобрнауки Елене Низиенко.**
— В очереди в детские сады у нас 1 млн 700 тыс. дошкольников. Чтобы обеспечить их местами, необходимо одномоментно построить 17 тысяч детских садов, что вряд ли возможно: один типовой садик на 150—200 мест стоит 150—200 млн рублей. Да и структура очереди показывает, что столько сразу и не нужно. Примерно треть очередников — дети от первых дней жизни до полутора лет. Чуть меньше трети — от полутора до трех, остальные — те, кто реально готов идти в детский сад.
**— В советское время, до конца 80-х, обеспеченность детскими садами была очень высокой, с тех пор число дошкольников уменьшилось почти вдвое, а обеспеченность дошкольными учреждениями при этом не выросла, а упала. Как такое могло случиться?**
— В 90-е годы упал спрос на детский сад. Многие родители потеряли работу, и для них даже самая льготная плата за место в детском саду стала непосильной. Но если сад на 200 мест посещали 50 детей, здание надо было содержать полностью. Местные и региональные бюджеты с этим не справились. В результате было потеряно от 12 до 15 тысяч детских садов.
**— Можно их вернуть?**
— Те сады, которые были сданы в долгосрочную аренду, можно вернуть. Таковых примерно треть. Все остальное продано или перепрофилировано. Здесь возможность возврата минимальна. Сейчас муниципалитеты ищут, например, зацепки в сделках, возвращают здания через суды, где-то выкупают. Но выкуп плюс реконструкция — серьезные затраты, иногда выгоднее построить новое здание.
**— Известно, что подготовлен законопроект, который рассматривает дошкольное образование как ступень общего. Значит, оно должно быть доступно всем?**
— Мы пока обсуждаем не проект закона, а материалы к проекту, и еще неизвестно, как будет трактоваться дошкольная ступень. Но важность этого периода в развитии ребенка очевидна: 80% того потенциала, который потом человек сумеет реализовать в жизни, закладывается до школы, до 7 лет. Семья и детское дошкольное учреждение, если ребенок его посещает, обеспечивают развитие ребенка в этот период.
— **Вопрос в этом «если».**
— Проблема дошкольного образования должна решаться комплексно. Кроме строительства новых, возврата утраченных детских учреждений нужны и другие формы получения детьми дошкольного образования — не только в детском саду, куда ребенок ходит на целый день — с 7 утра до 7 вечера. Хотя мы не снимаем с себя и вторую задачу: обеспечить всех желающих детскими садами. Детский сад в привычной для нас форме должен быть, чтобы дать возможность родителям работать.
Раньше, в советском прошлом, эта форма — на целый день — была практически единственно возможной. Теперь у родителей должно быть больше свободы выбора. Например, есть группы кратковременного пребывания — можно привести ребенка на 3—4 часа для общения со сверстниками. Организация таких групп повышает пропускную способность детских садов. Кроме того, к помещениям для групп кратковременного пребывания, где дети не едят и не спят, не такие жесткие требования. Сейчас в санитарных нормах (СанПиНах) это уже учтено.
Еще один резерв уменьшить очереди — это школы. Сейчас демографическая яма добралась и до них. В школах много пустующих помещений, куда можно перевести старших дошкольников, а высвободившиеся помещения детских садов отдать младшим. Кроме того, таким образом мы сохраним и школьные здания, чтобы через некоторое время не оказаться у разбитого корыта, как с детскими садами.
**— Как развивается негосударственное дошкольное образование?**
— Пока скромно. Открыть детский сад частному предпринимателю непросто. В результате это делается нелегально. Мы ведем работу, чтобы у молодых мам была возможность открывать семейные группы на правах частного предприятия. Для этого нужны минимальные требования и жесткий контроль со стороны санэпидорганов, пожарного надзора, педагогических органов, но не лицензия, которую никогда не получит семейный детский сад. СанПиН минимальные нормативы предусмотрел, но все равно отсылает к общей норме, что делает невозможным развитие этого сектора.
А вот при детских садах семейные группы сегодня уже работают. В типовое положение внесено изменение, которое позволяет открывать такие группы как структурное подразделение детского сада. Детский сад обеспечивает питание (его готовят в саду и привозят на дом), медицинское обслуживание, дети могут пользоваться спортивной базой детского сада, залом. Мама, которая ведет такую группу, получает зарплату, у нее идет трудовой стаж.
**— Детский сад сегодня — дело муниципалитета. Что можно предпринять на уровне министерства, чтобы все эти резервы заработали?**
— На 2011—2012 годы Советом при президенте одобрено новое направление приоритетного национального проекта «Образование»: «Развитие муниципальной системы дошкольного образования». Но мы даем удочку, а не рыбу. В рамках нац¬проекта мы хотим помочь муниципалитетам использовать существующие резервы и ресурсы. Есть такие муниципалитеты, где эти проблемы решены: созданы программы развития, введены нормативно-подушевое или нормативно-долевое финансирование, новая система оплаты труда дошкольных работников, которая зависит от качества. В Тюмени, например, все дошкольные учреждения переведены в автономный режим. Когда это начиналось, все кричали, что последние детсады уйдут с молотка. Не ушли, и теперь обратно в «казенные учреждения» уже никто из дошкольных работников Тюмени возвращаться не хочет.
В России 2500 муниципалитетов. У каждого должна появиться программа развития дошкольного образования. Для этого мы в 2011 году отберем муниципалитеты, в которых проблемы с детсадами будут решаться комплексно. Планируем — по два в каждом федеральном округе. Сделаем их опорными, дооборудуем, проучим заведующих и воспитателей, для чего привлечем все педагогические вузы и институты повышения квалификации, и на этих подготовленных базах будем учить команды всех муниципалитетов страны. Критерии отбора стажировочных площадок — низкая очередь в дошкольные учреждения и высокий охват детей предшкольным образованием. От каждого муниципалитета будет учиться команда — не только заведующие детсадами и воспитатели, но и замглавы местной администрации по социальным вопросам, представитель городской думы, представитель департамента образования. Тогда можно рассчитывать, что по окончании стажировки в муниципалитете или сельском поселении будет посчитан бюджет, создана своя программа. Потом будем проводить мониторинг: как программа реализуется.