Сюжеты · Общество

Верховный сад

Акция «Новой газеты» и радиостанции «Эхо Москвы» «Вернем детские сады детям!»

Виталий Ярошевский , Заместитель главного редактора, редактор отдела «Общество»
Читатели «Новой газеты» и радиослушатели «Эха Москвы» в течение месяца участвовали в акции «Вернем детские сады детям!». Мы разыскивали здания детских садов, которые используются не по назначению. Это значит, что сидит в них кто угодно —...
**Читатели «Новой газеты» и радиослушатели «Эха Москвы» в течение месяца участвовали в акции «Вернем детские сады детям!». Мы разыскивали здания детских садов, которые используются не по назначению. Это значит, что сидит в них кто угодно — от чекистов до визажистов, — только не дети. И это притом что сегодня 1 миллион 700 тысяч российских дошкольников «подвисли» — в школу им еще рано, а в детских садах для них места нет. «Подвисли» и их мамы: о какой работе может идти речь, если на руках ребенок (бабушки ведь есть не у всех)? Вынужденно с повышенной нагрузкой работают молодые отцы — единственные добытчики и кормильцы семьи. И самой семье от такой ситуации — только вред. В «ячейке общества», как под крышкой парового котла, накапливается разрушительная энергия — от бедности, неустроенности, заброшенности, ощущения ненужности**
В лидерах по освоению зданий детских садов и прилегающих к ним территорий — всевозможные силовые структуры: чекисты, милиционеры, суды и судебные приставы, налоговики, прокуроры… Имя им — легион: их больше всего, и они сильнее всех.
На втором месте — тоже государевы люди. Из собесов, жилконтор, пенсионных фондов, филиалов каких-то управлений и самих управлений, регистрационных палат, местных администраций… Отстают эти «слабовики» от конкретных силовиков ненамного, так что кто из них сильнее по части захвата детских садов — большой вопрос.
На третьем месте — ростки российского капитализма: салоны красоты, дизайнерские студии, стоматологические клиники, общаги для гастарбайтеров, магазины, школы «всего и вся» (платные, конечно)…
Вот только дети… Сидели бы себе по домам, и не было бы проблемы. Впрочем, судя по тому, что ежегодно население России сокращается на миллион человек (данные ООН), проблемы действительно скоро не будет.
Шутки в сторону: убывание народа напрямую связано с дефицитом мест в детских садах, что непосредственно влияет на рождаемость. Молодая мама, вынужденная сидеть дома с ребенком из-за отсутствия этих самых мест, сильно задумается: а заводить ли второго? Ее пример другим наука. Вот и тянется этот бикфордов шнур отчаяния и неприкаянности по всей стране — от Калининграда до Владивостока (см. итоги всенародной слежки).
Возможно, об этом неизвестно директору ФСБ Бортникову и министру внутренних дел Нургалиеву. Хорошо, обращаемся к ним напрямую: прикажите своим подчиненным «очистить помещения», потому что, как показывает практика, крики, даже вопли общественности до них не долетают. Другое дело — приказ вышестоящего (в нашем случае — выше некуда) начальства. Это ведь не каприз граждан и примкнувших к ним журналистов — это безопасность наших детей. А дети под надежным присмотром в надежных стенах детского сада суть спокойствие и уверенность их родителей и родителей родителей (дедушек и бабушек). На круг — вся страна с готовой национальной идеей: сделаем наших детей счастливыми и здоровыми, обеспечим стране будущее.
Но действительность сурова, как лицо столоначальника. Месяц назад министр образования и науки РФ А. Фурсенко сообщил «Новой газете», что всероссийская очередь в детские сады насчитывает один миллион человек. Нам показалось, что это серьезная цифра, но мы пали жертвой благодушия министра. Его подчиненная в интервью, которое публикуется в этом номере, назвала заметно более серьезную цифру: 1 млн 700 тыс. Такой разброс свидетельствует не столько о плохой информированности главы ведомства (хотя и об этом тоже), сколько о скверной изученности проблемы в целом. Проблема, безусловно, государственная, а озабочены ею люди частные — наши читатели и корреспонденты. Но и их огромного усердия мало для полноты картины. Она и не будет полной, пока за дело не возьмется государство — с самого верха и вниз по вертикали (здесь бы она пригодилась). А речовку «Дети — наше будущее!» можно подарить «Нашим» и заняться возвращением законным хозяевам детских садов, в которых сходятся три стратегические составляющие нации: здоровье, образование и безопасность ее будущего.