Сюжеты · Общество

Мэр и «Доширак»

«Новая» продолжает изучать, как соотносятся личные интересы чиновников и бюджетные деньги

«Понты дороже денег» — не «чисто конкретная» прибаутка, а истинный смысл существования российской вертикали. «Наше все», будто соскочив с печи, по одному «хотению» требует подать и Олимпиаду, и саммит АТЭС, и прочие...
**«Понты дороже денег» — не «чисто конкретная» прибаутка, а истинный смысл существования российской вертикали. «Наше все», будто соскочив с печи, по одному «хотению» требует подать и Олимпиаду, и саммит АТЭС, и прочие футбольно-трубопроводные радости. Никто, конечно, не против Олимпиад, но только когда уже все есть, а деньги еще остались. А пока, кажется, что России не по средствам «гулять по буфету».**
**В связи с этим крайне интересно знать, благодаря кому одни нацпроекты (про здоровье, например, или профессиональную армию) успешно проваливаются, а другие —  те, что из серии «понтов», — получают гигантские бюджетные деньги? И кто те скромные герои, чьи личные интересы, благодаря государственной политике, стали «нашими»? Ну хотя бы на Дальнем Востоке, где развернулась гигантская стройка по поводу саммита АТЭС.**
Про губернатора Приморья, его логопедическое прозвище, а также откуда что взялось, — знают если не все, то многие. Потому перейдем сразу к другой не менее серьезной фигуре — мэра Владивостока, Игоря Сергеевича Пушкарева. В отличие от предыдущих мэров Пушкарев не похож ни на слабоумного, ни на братка, а скорее — на торгового агента. Маленького роста, полноватый, лысоватый, явно не большой оратор. Поступил в 1991 году на факультет международных экономических отношений Дальневосточного технологического института. Учился английскому и корейскому языкам, бедствовал. Как-то устроился на должность агента по продажам в фирму «Пусан», создателем и фактическим владельцем которой был южнокорейский предприниматель Кан Хюн Чол (весь бизнес корейца был оформлен на мать его гражданской жены — Галину Заикину). А Пушкарев в компании удивительно быстро продвинулся и в 18 лет стал исполнительным директором предприятия, поставлявшего в Россию печенье «Чокопай» и лапшу «Доширак».
В декабре 1995 года Кан Хюн Чол был убит. Обстоятельства случившегося доподлинно не известны. Подозрение как-то удачно пало на ту самую Галину Заикину (она была арестована, затем отпущена), а один из следователей, наиболее активно пытавшийся докопаться до истины, сам загремел в тюрьму по обвинению в получении взятки. По странному стечению обстоятельств, за полгода до убийства корейца (в мае 1995 года) на свет появилась компания «Влад-Кан», в которой Пушкарев числился коммерческим директором и которой вскоре после гибели бывшего хозяина бизнеса отошли основные потоки поставок продуктов.
В 1997 году 23-летний Пушкарев создал компанию «Парк Групп», ставшую ныне центром семейной империи; и озаботился образованием — спустя два года будущий мэр, к тому времени перешедший (как студент) в Дальневосточный государственный университет, получил диплом по специальности «Мировая экономика», а уже через два года стал кандидатом юридических наук, защитив диссертацию на тему «Международно-правовые вопросы деятельности форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» — будто к гадалке ходил…
…В конце 90-х некая фирма «Baring Vostok Capital Partners компания» выкупила у группы «Альфа-цемент» контрольные пакеты акций ОАО «Спасскцемент», а несколько позже ОАО «Теплоозерский цементный завод» и передала их в управление «Парк Групп» Пушкарева с условием последующего выкупа. Были так же поглощены «Владивостокский бутощебеночный завод», «Дробильно-сортировочный завод», а на их основе построена компания по производству строительных и нерудных материалов — фактически краевой монополист. Пора было двигать и в политику…
В 2000 году, будучи уже генеральным директором ОАО «Спасскцемент», Пушкарев избирается депутатом Спасской гордумы. Через год, в 2001-м, — депутатом Законодательного собрания. Еще через год — он уже заместитель спикера краевого Заксобрания. А в конце 2004 года, буквально сразу по достижении 30-летнего возраста, Игорь Пушкарев становится самым молодым в российской истории сенатором.
Правда, есть версия, что в Совет Федерации он попал во многом случайно. Уже тогда, говорят, он метил в кресло мэра Владивостока, однако на эту должность краевая власть прочила известного в определенных кругах другого местного депутата — Владимира Николаева по прозвищу Винни-Пух. За отказ от участия в выборах и в порядке компенсации Пушкареву якобы и была предложена должность сенатора. В верхней палате парламента он стал заместителем председателя Комиссии по делам молодежи и спорту, а также членом Комитета по бюджету и, естественно, — видным единороссом.
К 2007 году над Владимиром Николаевым сгустились тучи уголовного преследования, и стало ясно: в городе будет новый мэр. Выборы были назначены на 18 мая 2008 года. Однако разразился скандал: в середине мая в кабинете и дома у губернатора Приморья Дарькина прошли обыски, после чего он, в инвалидной коляске сев в самолет, вылетел «на лечение» в Москву. А Пушкарев на выборах получил 57 процентов голосов (правда, при участии всего 23 процентов избирателей). Когда же Дарькин, предъявив, видимо, нужную сумму аргументов своей невиновности и подлечившись, вернулся во Владивосток, то столкнулся с уже новым мэром и быстро понял: Пушкарев в городе — власть, с ним надо считаться.
Вопрос, как удалось Игорю Сергеевичу не только уцелеть в непростой владивостокской жизни 90-х, но и добиться в столь молодом возрасте весомых успехов, — остается открытым. Наблюдатели сходятся на том, что в одиночку это маловероятно, а о покровителях говорят разное.
На момент избрания мэром в состав пушкаревского концерна «Парк Групп» (по некоторым данным, Игорь Сергеевич контролировал в нем 70 процентов акций) входили: управляющая компания «Востокцемент», ООО «ДВ-цемент», ОАО «Теплоозерский цементный завод», ОАО «Спасскцемент», ООО «Владивостокский бутощебеночный завод», ОАО «Дробильно-сортировочный завод», ООО «Парк актив» и ряд других компаний.
Интересно распределяются доли собственности в этих предприятиях. Согласно обязательному раскрытию информации на официальном сайте «Парк Групп», 92,14 процентов акции ОАО «Спасскцемент» принадлежит компании «Лимекс Холдингс Лимитед» (Lymex Holdings Limited) с адресом: Кипр, г. Никосия, авеню арх. Макариоса, д. 3, Кэпитал Сентер, 9-й этаж. Этой же кипрской компании принадлежит и около 52 процентов акций ОАО «Теплоозерский цементный завод». Конечных бенефициаров компании Lymex Holdings Limited нам обнаружить не удалось. Что же касается третьего ключевого предприятия консорциума — ОАО «Владивостокский бутощебеночный завод», то здесь все проще: около 94 процентов его акций принадлежат ООО «Парк актив».
А в совет директоров всех без исключения предприятий, контролируемых ООО «Парк Групп», входят Андрей Сергеевич и Владимир Сергеевич Пушкаревы — родные братья владивостокского мэра. Более того: в ООО «Востокцемент», которое выполняет функции управляющей компании, Андрей Сергеевич (1984 г. рождения) является генеральным директором, а Владимир Сергеевич — его заместителем.
В бизнес-историях этих предприятий есть удивительные штрихи. Например, в самый разгар кризиса, в 2008 году (и в разгар предвыборной кампании И.С. Пушкарева) ОАО «Спасскцемент» выдало заем 100 миллионов рублей под 7(!) процентов годовых на 10 лет члену совета директоров предприятия Владимиру Сергеевичу Пушкареву.
Или: в 2004 году в Приморье было утверждено Положение о реестре предприятий, имеющих социальную и экономическую значимость для края. Включенные в этот список имеют право получить средства из краевого бюджета на возмещение убытков в связи с установлением льготного тарифа на электричество. В числе «осчастливленных» немедленно оказался и «Спасскцемент». Как установила контрольно-счетная палата краевого Закса, за период с 2004 по 2007 годы ОАО «Спасскцемент» получило из краевого бюджета на возмещение этих убытков 563 миллиона рублей. При этом в 2007 году ОАО «Спасскцемент» вложило в ценные бумаги других компаний (т.е. в скупку акций) 526 миллионов рублей, а более 100 миллионов было направлено на выплату дивидендов. (Напомним, что более 92 процентов дивидендов ушли на солнечный Кипр.) Любопытные цифры в этой связи: уставный капитал предприятия — 433 млн рублей, стоимость всего недвижимого имущества «Спасскцемента» — 532,5 миллиона. То есть  размеры полученных госдотаций весьма даже сравнимы с ценой самого предприятия! И при этом государство не владеет ни одной акцией этого завода.
А пару лет назад на территории ОАО «Владивостокский бутощебеночный завод» очень кстати было развернуто асфальтовое производство. В 2009 и 2010 годах (опять же под предлогом подготовки к саммиту) федеральный бюджет выделял Владивостоку более чем по полмиллиарда рублей на ремонт городских дорог. Угадайте с трех раз: откуда на этот ремонт поставляются щебень и асфальт? Официальные данные из последней декларации о доходах семьи мэра Владивостока за 2009 год имеются. Все заработано законно. Дома, участки, хорошие автомобили. Как и руководство партии, любит дорогие часы. Богатая семья, все, что есть, — на свои фамилии. Губернатор края Дарькин, кстати, элитные апартаменты на какой-нибудь сверхдорогой Остоженке в Москве на себя не оформлял. Не уверен в своем будущем?
…Каждый, кто приезжает во Владивосток, интересуется двумя вещами: зачем небольшому городу так много всего строить и — успеют или нет? Отвечают на эти вопросы по-разному, но это, наверное, и не важно. Главное — процесс освоения бюджетных денег запущен правильно, в нем задействовано огромное количество должностных лиц, и остановить его невозможно. Лично от мэра, конечно, зависит далеко не все, но посильный вклад в этот процесс он вносит исправно.
Город запущен, грязен, не хватает воды и электроэнергии, но ему точно не помешают огромный (два зала на 1300 и 300 мест) оперно-театральный центр, циклопический университет и океанариум на острове Русский. На стройках бардак и бунтующие гастарбайтеры, но это — не страшно, все равно им нужны цемент, щебень и асфальт. Гостиниц не хватает и хватать не будет — не проблема: для гостей саммита уже арендованы океанские суперкорабли. Куда деваются отпущенные бюджетом деньги — не вопрос: гостелевидение все правильно объяснит и покажет нужную картинку.
Кажется, президенту Франции де Голлю приписывают фразу о том, что тяжело руководить страной, в которой граждане сортов сыра знают больше, чем дней в году. Президенту России никто не припишет фразу: попробуйте руководить страной, где на каждого чиновника приходится по два асфальто-кирпичных заводика и одной жене — талантливому предпринимателю. Это я сказал. Авторы и эксперты, помогавшие в подготовке этого материала, просили не озвучивать их имена. Как принято в России.