Сюжеты · Общество

Время героя

Лауреатом Нобелевской премии по литературе стал перуанец Марио Варгас Льоса (р. 1936) — классик и политик: придя от левых убеждений к консервативным, он двадцать лет назад баллотировался в президенты республики.

Имя Льосы стоит в одном ряду с именами Кортасара, Маркеса, Борхеса. Образ великой латиноамериканской литературы с ее монументальным и по-своему уникальным сплавом «магического реализма», модернизма и постмодернизма, быта и мифа, страсти и...
Имя Льосы стоит в одном ряду с именами Кортасара, Маркеса, Борхеса. Образ великой латиноамериканской литературы с ее монументальным и по-своему уникальным сплавом «магического реализма», модернизма и постмодернизма, быта и мифа, страсти и мысли, колоритной национальной специфики, частного опыта и всечеловеческого обобщения был создан во многом его усилиями. Льоса пишет с начала 60-х годов — прозу, эссе, публицистику. Романы «Город и псы» (дебют), «Война конца света», «Тетради дона Ригоберто», «Похвальное слово мачехе», «Похождения скверной девчонки», наставительные «Письма молодому романисту» доступны и русскому читателю (вкупе с рядом других сочинений лауреата). Наверное, Льоса — один из «ближайших знакомых» этого читателя среди обладателей высокой награды. Мировая известность писателя не всегда, к сожалению, распространяется на Россию, но тут — «иная, по счастью, статья». Чувствовать себя обделенными нам не придется. Судить о том, прав или не прав оказался Нобелевский комитет, смогут не только специалисты по литературе стран Латинской Америки.
Награждение Льосы кажется абсолютно закономерным — и парадоксальным образом неожиданным. Тот, кто следил в Интернете за букмекерскими ставками, мог заключить, что более всего шансов (примерно за два часа до объявления имени лауреата) было у американца Кормака Маккарти, шведа Томаса Транстрёмера и кенийца Нгуги ва Тхионго. Другое дело, что соблазняться этими расчетами, то есть бороться с величественной непредсказуемостью комитета, все же не стоило.