Во время второй иракской войны в правительстве Саддама Хусейна был министр пропаганды, его называли «арабским Геббельсом», — Мухаммед Саид Аль-Сахава. Клоун и брехун. Весь день мелькал на экранах телеканалов и рассказывал, как доблестная...
Во время второй иракской войны в правительстве Саддама Хусейна был министр пропаганды, его называли «арабским Геббельсом», — Мухаммед Саид Аль-Сахава. Клоун и брехун. Весь день мелькал на экранах телеканалов и рассказывал, как доблестная иракская армия «выбивает зубы» американской военной машине. Каждый день рассказывал о десятках тысяч убитых американских солдат. Когда американцы заняли Багдадский аэропорт, он упоенно рассказывал о победах иракской армии. Об отрубленных головах янки. И когда уже в телерепортажах были слышны выстрелы, он все равно не сдавался. Через пару часов в кадре свергали статую Саддама Хусейна.
И как реагировали люди на улицах? Они были убеждены, что это «военные хитрости наших генералов», как уверял уважаемый Мухаммед Саид Аль-Сахава. Выражение детского изумления на лицах «арабской улицы» неуловимо напомнило эмоции на лицах наших граждан, в третий раз доверивших свои вклады очередной финансовой пирамиде. Или узнавших из новостей о новых тарифах естественных монополий, коммерциализации бюджетных учреждений и проч.
На мой взгляд, одна из самых слабых точек нашего национального самосознания — полное равнодушие к природе той власти, которая нами управляет. Народ — объект власти, а не условие. Сакральность власти для большей части общества естественна и привычна.
У Шаламова есть фраза: «Интеллектуальное расстояние от мужика до Иммануила Канта (я заменяю его на «гражданина». — С. П.) гораздо больше, чем между мужиком и его лошадью».
Как мало людей, понимающих, что нельзя допускать в политику флюгеры. Электорат не утруждает себя критической оценкой происходящего.
Почему люди так терпимы к лицемерию и отсутствию принципов? Да потому что сами не имеют своего мнения и предпочитают плыть по течению. Иметь убеждения — странное чудачество.
Несколько месяцев назад, будучи в Индонезии, я увидел огромную демонстрацию. Спросил людей: «Чего вы здесь собрались?» Я впервые увидел жителей тех мест на картинах Поля Гогена — туземцы с толстыми губами, мне казалось, им еще триста лет до нашего развития. Сейчас эта демонстрация была против спасения какого-то банка. Правительство решило спасти банк и выделило $700 млн. Индонезийцы вышли на улицы. Спрашиваю у парня на мотороллере с флажком: «И ты вышел?» — «Да, оппозиция попросила нас выйти и поддержать, сегодня будут большие дебаты». Наутро открываю газету: правительство отменило решение. То есть эти, как мне казалось, «папуасы» могут сегодня без битья витрин, без сжигания машин выйти на улицы и сказать своему правительству: «Нет, мы не согласны с тратой $700 млн».
Как этому научиться? Мы всегда между родиной и истиной будем выбирать, конечно, родину, какая бы она там ни была. Иногда будем путать ее с начальством. Для успеха, для эффективности это страшный удар.
Какой общественный изъян заставляет наших людей быть доверчивыми и пассивными? Если ты заранее признаешь, что человек во власти умнее тебя, — нет шансов. Такие люди были просто обречены 73 года жить при советской власти.
Одни жили, танцуя рок-н-ролл и создавая Силиконовые долины. Другие — тоже делали ракеты и дрожали от страха перед своей властью. Сегодня дрожать вроде перестали. На вопрос: «Вы что, не доверяете нашим органам?» — мы уже не вжимаемся в стену и не сливаемся с собственной тенью. Но до понимания, что самая большая опасность обществу исходит от собственного правительства, нам еще бесконечно далеко. Нам не приходит в голову, что получать разрешение на митинг — это ставить с ног на голову общественный договор. Улица принадлежит народу. Это понимает любая английская домохозяйка, которой демонстрация на улице мешает пройти с коляской. Она спокойно уступает дорогу, признавая право граждан на протест.
Пока общество продолжает верить на слово власти, «синдрома изумления арабской улицы» не избежать.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»