Сюжеты · Политика

Политический тестер

В истории с Юрием Лужковым проверку на самостоятельность проходит Дмитрий Медведев

Андрей Колесников , Специально для «Новой»
На рубеже августа-сентября 1998 года Дума дважды провалила президентского кандидата на пост премьер-министра — Виктора Черномырдина. А если учитывать, что Борис Ельцин тогда определился с преемником и им должен был стать Виктор Степанович,...
**На рубеже августа-сентября 1998 года Дума дважды провалила президентского кандидата на пост премьер-министра — Виктора Черномырдина. А если учитывать, что Борис Ельцин тогда определился с преемником и им должен был стать Виктор Степанович, то получается, что 12 лет назад был торпедирован самый вероятный кандидат в президенты. Общеизвестно, что в превращении Черномырдина в «сбитого летчика» активное участие принимали Геннадий Зюганов и Юрий Лужков, который сам рассчитывал стать премьером, а затем, глядишь, и президентом. Череда последующих событий привела к власти — через «примаковскую» паузу — Владимира Путина. Так что в известном смысле нынешнего несменяемого «национального лидера» породил, прервав полет Черномырдина на высший государственный пост, именно московский мэр.**
Собственно, нынешняя история с московским мэром — это сюжет, скорее, касающийся в большей степени Дмитрия Медведева. Лужков — всего лишь тест на расклад в дуумвирате, проверка предстартовых позиций двух руководителей страны. Но вот что роднит эпизод 1998 года с сегодняшними сюжетами — во второй раз в российской истории Юрий Лужков волей-неволей прокладывает дорогу в светлое будущее Владимиру Путину.
А сам премьер-министр и корифей всех политических наук с чекистско-олимпийским спокойствием наблюдает за тем, как сражаются Дмитрий Анатольевич с Юрием Михайловичем. Кажется, ему, помимо всего прочего, просто интересно наблюдать за битвой гигантов, как интересно охотиться на китов или колесить по стране в «Ладе Калине».
Позиции сторон в этом треугольнике Лужков—Путин—Медведев заявлены. Выходов из ситуации несколько.
Первый. Кампания против Лужкова захлебывается, он остается. Это почти верный знак того, что Путин идет в президенты, хотя ничего окончательного в российской политике не бывает, иной раз здесь и дольше века длится день.
Второй. Лужков остается, но ненадолго, не до конца срока. Репутационные потери несет Медведев, потому что от такого действия усиливается эффект всевластия Путина — именно он принимает решения, причем когда захочет и как захочет. Главное — не тогда, когда этого хочет ныне действующий президент. Уж если кто и «вбивает клин» в тандем, так это не Лужков, а Путин.
Третий. Дождавшись момента, когда пройдет день рождения Лужкова (21 сентября), Медведев снимает с должности московского мэра. Репутационных потерь для Медведева нет, и сохраняется ощущение, что он имеет возможность претендовать на пост президента-2012. А главной краткосрочной интригой становится выбор фигуры нового градоначальника столицы — занятие чрезвычайно важное, тоже наполненное сверх всякой меры политическими символами, свидетельствами силы или бессилия дуумвиров, их желания или нежелания идти в президенты.
А пока война продолжается. На ближайшую субботу анонсирован очередной фильм о супруге мэра. Сам стиль кампании отвратителен. Когда разоблачительные истории рассказывает, например, Борис Немцов — это клевета. А когда федеральные каналы — большая государственная политика.
Гораздо менее грязным методом борьбы стало бы просто снятие Лужкова с должности. Так честнее — по закону 2004 года, согласно которому была введена процедура назначений и отставок глав регионов вместо выборов. И репутационных издержек для всех сторон меньше. Но пока создается впечатление, что «все в руце Божьей», то есть в руках Владимира Путина. Ему нравится стоять над схваткой и занимать позицию наблюдателя.
Надо сказать, что пока это самая выгодная позиция...