Сюжеты · Политика

«Это личный проект Путина»

Сильным ходом в конкуренции крупных торговых площадок стало использование имени премьера

Год назад мы впервые рассказали о том, что близкие друзья премьер-министра имеют самое прямое отношение к системе вещевых рынков Москвы, и в том числе к эпическому Черкизовскому (см. «Черкизон и Путин» в № 96 «Новой» за 2009 год). Теперь...
**Год назад мы впервые рассказали о том, что близкие друзья премьер-министра имеют самое прямое отношение к системе вещевых рынков Москвы, и в том числе  к эпическому Черкизовскому (см. [«Черкизон и Путин»](http://www.novayagazeta.ru/data/2009/096/00.html) в № 96 «Новой» за 2009 год). Теперь секрет, о котором вполголоса говорили уважаемые люди, превратился в эффективный инструмент маркетинга. Зазывая людей на новый рынок, администрация открыто утверждает, что он находится под протекцией Путина. И это — работает.**
Кусок земли, зажатый между Киевским шоссе, Хованским кладбищем и Саларьевской свалкой, невдумчивому инвестору кажется безнадежным. Строить жилье или торговый центр при таком соседстве бессмысленно. Поэтому фирма «Эком», которой и принадлежат 89 гектаров земли в Ленинском районе, зарабатывала деньги, устроив по соседству с Саларьевской свою частную свалку. Обещали построить мусороперерабатывающий завод, но вскоре после закрытия Черкизовского передумали и решили разбить на территории оптовый рынок. Глава Ленинского района Василий Голубев для приличия пообещал клятвенно, что нового Черкизона на его земле не будет, потом тихо дал добро, а несколько месяцев назад и вовсе ушел на повышение, став ни много ни мало губернатором Ростовской области.
Рынок за это время отстроился — благополучно и тихо, скрытый от чужого глаза стометровой горой мусора.
Чтобы признать в «Международном» реинкарнацию Черкизовского, надо было видеть Черкизовский пустым. Ровные ряды двухэтажных павильонов-контейнеров, где не снуют бачи1, не голосят зазывалы, не торгуются продавцы и не пахнет тандырной кухней. На Черкизовском — уже, на «Международном» — пока.
Рынок еще спит, но мозговой центр, администрация, работает. Это первый столичный рынок, на котором администрация почти сплошь  русская (не считая «топ-менеджеров», которые те же, что на Черкизовском). Буквально перед нами из здания администрации выходят съемочные группы трех федеральных телеканалов. Мы соблюдаем конспирацию (по легенде — российские предприниматели в поисках торговой площади). Интересуемся у вежливого и вышколенного менеджера Татьяны, что тут делают журналисты.
— У нас 25 сентября торжественное открытие, будет много звезд, ведущий — Ургант. А дней за десять начнется активная реклама по федеральным каналам в регионах, чтобы привлекать оптовиков.
— А может, не надо всего этого, а то вон Тельман в «Мардан-паласе» тоже красивое открытие сделал…
— С нами ничего подобного произойти не может. «Международный» — это личный проект Путина.
Мы, конечно, в курсе слухов, ради проверки которых сюда и приехали, — но чтобы так вот, с порога и в открытую? Спрашиваем:
— Неужели и он сюда приедет? Может, прямо на «Калине»?
Татьяна вежливо смеется, но отвечает вполне серьезно:
— Нет, Путина не будет. Но другие чиновники высокого уровня приедут обязательно.
Ловим момент откровенности и задаем еще один важный для потенциального арендатора вопрос:
— А правда, что после вашего открытия все другие рынки позакрывают?
Мы, видимо, не оригинальны. Татьяна отвечает в режиме автоответчика:
— Не все, конечно, но по «Садоводу» и «Лужникам» вопрос решен. Из торгового центра «Москва» выведут весь опт. Сомневаетесь — спросите у китайцев. Они у нас купили уже более 40% из трех с половиной тысяч построенных мест.
— Но если вы одни останетесь, у вас ведь подскочит аренда, и те, кто придет сейчас, вроде нас, ее, может, и не потянут…
У Татьяны — минута славы:
— Мы единственный рынок, который предлагает арендаторам прямые договоры с управляющей компанией «Саларьево». Посмотрите образцы, — менеджер протягивает красивые фирменные пакеты. — Вы можете купить павильон или взять в аренду. Цена фиксируется в договоре. (Потом, правда, выяснилось, что договоры заключаются только на 11 месяцев, потому что разрешение на рынок выдано сроком на год.)
На выходе из администрации сталкиваемся с человеком, который кажется нам подозрительно знакомым. Он, без сомнения, наши подозрения разделяет. Но мы не здороваемся, потому что понимаем: виделись в «тельмановской» администрации старого Черкизовского. Причем в начале этого лета, во время странной истории с несостоявшимся открытием Черкизовского и записью желающих снова торговать на нем (см.  «Новую газету», № 62). Теперь стало ясно: администрация провела своеобразную «перепись населения», мобилизовав прежних арендаторов для участия в новом проекте.
Вообще-то призрак Исмаилова над «Международным» не витает вовсе. Говорить о нем избегают. Но если в легенде о Путине есть хоть доля правды, то без Тельмана тут не обошлось.
Напомним, что в феврале Исмаилов был публично выведен из опалы: его сын Сархан стал вице-президентом футбольного клуба «Терек», а сам Тельман — крупным инвестором на территории Чеченской Республики. Какие именно проекты он там реализует, неизвестно, но реши Исмаилов взяться за старое, ему бы это удалось — в Грозном по случаю недавно открыли международный аэропорт и таможенный терминал.
А теперь  самое интересное. Таможенный терминал есть и на территории «Международного». Этим он радикально отличается от других недавно построенных рынков, например «Абрамцево» или «Сирень Балашихи». В Москве он такой вообще один.
Черкизон там, где контрабанда. А контрабанда — там, где таможня.
На «Международном» будет растаможка прежде всего казахстанских грузопотоков. С Казахстаном мы, кстати, заключили Таможенный союз. Это значит, что китайский ширпотреб пойдет к нам через Казахстан. Через Чечню, очевидно, теперь двинется Турция (транзитом через Новороссийский морской порт — ну как не поделиться с Ротенбергом?2). Через Казахстан же идет основной продукт афганского экспорта — мягкие игрушки. Этими игрушками по цене ниже себестоимости завалены рынки, но торгующие ими афганцы не унывают и аренду платят исправно. Компанию им составляют разве что сотрудники Госнаркоконтроля, которые, видно, обеспечивают игрушками детские дома, а теперь еще и погорельцев. Российские же производители игрушек разоряются один за другим.
Но на респектабельном «Международном» такого не будет. Он создан с прицелом на российских предпринимателей, киргизов и наших стратегических партнеров — китайцев. Пока китайцы теснятся в «Садоводе» и в ТЦ «Москва», постоянно увеличиваясь в числе и аннексируя территорию. Недавно вот выкупили под торговлю единственный в Люблине боулинг «Шары и кегли» и павильоны теперь уже бывшей детской ярмарки.
_1Операторы грузовых тележек, преимущественно таджики. 2Аркадий Ротенберг – экс-тренер Путина по дзюдо, акционер Новороссийского морского порта._