Президентов по осени считают. Еще немного, и будем точно знать, сколько их у нас в России вообще, а также — на душу населения. Известная инициатива Рамзана Кадырова нашла немедленный отклик. Как-то сразу выяснилось, что многие главы...
Президентов по осени считают. Еще немного, и будем точно знать, сколько их у нас в России вообще, а также — на душу населения.
Известная инициатива Рамзана Кадырова нашла немедленный отклик. Как-то сразу выяснилось, что многие главы российских республик давно тяготились увесистым званием «президент» и будут рады поменять таблички на дверях (при условии сохранения ключей от кабинетов).
Один за другим они принялись поспешно заявлять: «Президент в России должен быть только один!» — даже не замечая, что эта фраза звучит двусмысленно при наличии в Москве властного тандема. А если бы они это заметили? Наверное, пришлось бы заявлять: «Президентов в России должно быть только два!»
Уже готов отречься от своего звания президент Удмуртии Александр Волков: «В республике должны быть не президенты, а, допустим, главы республик». Одновременно с ним в том же плане высказался президент Республики Марий Эл Леонид Маркелов: «Безусловно, логика в заявлениях Рамзана Кадырова есть. В России президент должен быть один. Если такое решение будет принято, то мы сочтем его верным».
Еще бы не сочли! Пока назначенные Москвой чиновники управляют дотационными регионами, любое решение центра будет верным — вплоть до принятия противоположного решения. Легкая фронда возможна лишь в случае, когда республика покрепче. Так, в Татарстане объявлено, что тут нет никаких инициатив по переименованию президентской должности. «Как называться — дело руководителя территории, его парламента, его народа в конечном итоге», — заявила пресс-служба Рустама Минниханова, пока еще президента (тоже назначенного вышестоящим президентом без участия вышеупомянутого народа).
Нетрудно предположить, что Татарстан упразднит звание «президент республики» последним. А до того, как Госсовет Татарстана с пониманием за это проголосует, будет пара митингов на площади с требованием суверенитета и упоминанием конфликтов, случившихся еще при президенте Горохе.
Президент в России должен быть хотя бы один (сейчас иногда такое ощущение, что нет ни одного). И этот один президент, если он желает стране благополучия, пожалуй, должен задуматься не над инициативой Кадырова о переименовании глав республик, а о том, что это у нас за республики. По Конституции они числятся государствами, но флаги, гербы, гимны и декоративные парламенты их государствами не делают. Чем государство Татарстан в плане самостоятельности отличается, допустим, от Самарской области? И должно ли у республики быть больше самостоятельности, чем у губернии? А если да, то в чем она не в ущерб другим регионам может проявляться? Достаточно ли вывесок на двух языках, или разрешить еще что-нибудь? Скажем, писать в центр прошения на латинице.
В стране, где нет признаков общественной жизни, где не избирают губернаторов и мэров, где даже кандидатуру старшего по лестничной площадке вот-вот станут согласовывать с «Единой Россией», газеты с энтузиазмом проводят опрос читателей: «Как, по вашему мнению, должен называться глава республики?» Да хоть управляющим делами. Хоть завхозом.
…Я отрываюсь от компьютера и смотрю в окно, которое выходит на пересечение казанских улиц Декабристов и Чистопольской. Тут горячая точка планеты — уйма автомобилей со всех сторон пытается преодолеть тугой перекресток. Каждый день жуткая трата нервов и времени. А на столе у меня сообщение газеты «Вечерняя Казань» о том, что обещанная двухуровневая развязка на этом перекрестке строиться пока не будет. Конкретнее: «В конце прошлой недели в Москве было принято решение исключить ее из списка объектов, входящих в программу строек Универсиады». Понятно, что деньги на благоустройство Казани к Универсиаде-2013 выделяет Москва. Но кто бы мог подумать, что из Москвы виднее, на каких улицах Казани строить развязки, а на каких — нет.
Спрашивается, способен ли федеральный центр, пристально занимающийся уличными развязками в регионах, сосредоточиться на развязках в политических и экономических отношениях с этими довольно условными государствами? Государствами, возглавляемыми весьма условными президентами, которые выступают с безусловно условными инициативами.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»