ГУВД Иркутской области переживает серьезные кадровые потрясения — в конце июля президент подписал указ об отставке главы управления генерала Алексея Антонова. Формулировка — нейтральная: «Освобожден по собственному желанию на основании...
**ГУВД Иркутской области переживает серьезные кадровые потрясения — в конце июля президент подписал указ об отставке главы управления генерала Алексея Антонова. Формулировка — нейтральная: «Освобожден по собственному желанию на основании собственного рапорта», — которая вроде бы предполагает некий набор личных проблем, вынудивших генерала расстаться с должностью. Однако эксперты, следящие за милицейскими скандалами, не верят в якобы «добровольный» уход Антонова.**
**А скандал был — и весьма существенный.**
**Частный сыск**
В интернете неожиданно появилось гигантское количество аудио- и видеоматериалов, имеющих отношение к работе ГУВД Иркутской области: переговоры по телефону людей, чьи голоса были похожи на голоса генерала Антонова, начальника УБОПа Чернышева, милицейских следователей и бизнесменов. А кроме того — гигантская база данных компромата на самых крупных иркутских предпринимателей, собранная в ходе следственных действий.
Материалы, полученные в ходе следствия, — вещь секретная. Как они оказались в широком доступе? Через самого Антонова, его зама Чернышева, бизнесменов, которых этими записями шантажировали, или еще от кого-то из правоохранительных органов? Сейчас установить это достоверно вряд ли уже возможно. Но факт: от вышестоящего начальства и прокурорских работников весь этот компромат был скрыт и — мало того — не приобщен ни к какому уголовному делу, ни к каким материалам доследственных проверок… Этот странный частный сыск в исполнении официальных лиц, ставший предметом обсуждения в интернете, судя по всему, и заставил высшее милицейское руководство наконец-таки обратить внимание на то, что творится в ГУВД Иркутской области. Антонову пришлось объяснять главе МВД свое видение ситуации — как говорят, в рапорте генерал сообщил, что ничего не знал об этих материалах.
Хотя в прослушках телефонных разговоров, попавших на YouTube, слышится и голос, похожий на голос генерала Антонова. Голос отчитывается перед неким бизнесменом, не имеющим никакого отношения к правоохранительным органам, о том, как он, голос, планирует наказать своих подчиненных, какие уголовные дела собирается возбудить, а какие приостановить. Бизнесмен, в свою очередь, дает указания голосу, которые тот должен выполнить.
**Разговор первый**
Голос: Я тебе хочу сказать, что у меня есть видеодиск. Не пресса какая-то там, а есть ви-деодиск, где человек говорит и про Рому, и про его подчиненного Бекташева. Понял, да? Я тебе его пришлю, сам посмотришь и убедишься, что это очень непорядочный человек. <…> А это говорит человек, который с этим непосредственно связан. Это «Ангарскцемент». Вот. Как он мне противодействовал, как его выручали деньги, когда он получил генерала. Как Рома в июне месяце хотел стать на мое место, это вот когда атака на меня была. <…> Причем этот человек, он не заинтересован врать. <…>И его записали под запись.
**Разговор второй**
**Голос:** Але?
**Бизнесмен:** Алексей? Добрый вечер. <…> Ну, че, как прошел день?
**Голос:** Да нормально.
**Бизнесмен:** Получил копию приказов или пока еще не было?
**Голос:** Нет, я получил, получил. <…>
**Бизнесмен:** Я понял. Ну по нашим друзьям. Я думаю, что тебе в понедельник нужно дать команду, что по Байкальску и по Иркутску бумаги затребовать. Думаю, что он тогда поймет.
**Голос:** Нет, я все это сделаю. И причем, как говорится, в полной ответственности. Так что все сделаю, ты за это не переживай.
**Бизнесмен:** <…> Надо все это собрать и с ним еще раз встретиться. Если он скажет нет, то, как говорил президент правильно, даже в сортире мочить.
**Голос:** Я все понял. Я так и сделаю, тем более что ты все правильно говоришь. Он не только не ценит, он еще наглеет просто внаглую. <…> Он просто действительно недооценивает ситуацию. Даже те уголовные дела, про которые я тебе говорил, они же до конца не доведены. Так что я в любой момент могу их (неразборчиво), и у них будут большие проблемы.
**О чем речь?**
В одном из разговоров речь идет об ООО «Ангарский цемент» и видеозаписи допросов начальника службы безопасности этого комбината Андрея Рыдова.
Это уголовное дело — одно из самых нашумевших в Иркутске.
Андрей Рыдов — бывший сотрудник правоохранительных органов, был задержан осенью 2007 года по обвинению в убийстве гражданина Качуры. При обыске в квартире подозреваемого сотрудники милиции обнаружили боевой пистолет с комплектом патронов, гранату и взрывное устройство. Как следует из протокола, взрывчатка хранилась на батарее под подоконником в кухне. Рыдов, ветеран чеченской кампании, знающий, как обращаться с оружием, сразу же заявил, что черный полиэтиленовый пакет со взрывчаткой ему не принадлежит, а если бы и принадлежал, то вряд ли бы он его хранил в таком странном месте. Гражданская жена бывшего милиционера тоже подтвердила: накануне обыска в кухне не было никаких черных пакетов.
От всего остального арсенала задержанный бывший офицер милиции и начальник службы безопасности крупного предприятия не отпирался — он признал, что привез оружие из боевой командировки. Этот «чеченский сувенир» и стал роковым в жизни Рыдова. Но в ходе допросов следствие почему-то интересовало не левое оружие и даже не бесследно пропавший гражданин Качура, а обстоятельства убийства депутата Слюдянской районной думы, и — параллельно — выспрашивали подробности о комбинате.
Допрашивали «с пристрастием». Из жалобы на имя генерального прокурора РФ, подготовленной адвокатом Рыдова: «Его пытали током и связывали в позе ласточки… Сокамерники (камера № 439, в которой кроме Рыдова содержались 9 человек) по указанию оперативников УБОПа лишали его возможности принимать воду и пищу, не давали спать и в течение пяти суток под угрозой физической расправы продержали стоя у стены <…>. 26.11.2007 г. сотрудники СИЗО его привели в какую-то камеру и на его глазах в течение двух часов насиловали парня, родственники которого обратились с жалобой. Эти действия отсняли на видеокамеру и фотографировали цифровым аппаратом, сказав, что снимки отправят на работу, родственникам и друзьям, а также разместят в интернете».
Позже разговорчивый сосед по так называемой пресс-хате рассказал Рыдову, что в иркутских застенках подобная профилактика жалоб населения практикуется весьма часто. К слову сказать, в «пресс-хате» бывший милиционер сидел вместе с простыми уголовниками, чего во всем мире по вполне понятным причинам пенитенциарная система старается избегать. Но для Рыдова было сделано исключение — и его жизнь превратилась в ад.
Некто Фомин по кличке Бритва, влиятельный обитатель «пресс-хаты», начал вымогать у Рыдова два миллиона семьсот тысяч рублей. Предполагалось, что близкие Андрея должны разместить эти деньги на депозитном счете в Сбербанке, чтобы их могли оттуда снять заинтересованные лица. Как позже выяснилось, «заинтересованными лицами» были милиционеры. Требуя деньги, Бритва уверенно называл адреса и домашние телефоны родных и близких Рыдова, знал детали их личной жизни, в курсе которых могло быть только следствие. И еще Бритва постоянно ссылался на некоего высокого покровителя в погонах.
Тамара Сергеевна Рыдова, мать Андрея, рассказывает: «16 декабря 2007 года сотрудники УБОПа вывели моего сына из ворот изолятора, ничего не объясняя, посадили в машину и увезли в здание УБОПа. Мой сын был полностью раздет, без теплой одежды — в майке, трико и шлепанцах на босу ногу. А на улице было около 20 градусов мороза. Сын долгое время находился в холодном помещении. К нему более 4 часов не допускали адвокатов. А когда адвокаты были допущены, то узнали, что Андрей сознался в совершении какого-то преступления. После этого он вновь был помещен в СИЗО, и к нему начали применять физическое насилие — сына избивали сокамерники, чтобы он дал показание уже по какому-то другому преступлению».
Но зачем областным ментам понадобилось давить Рыдова?
**Война за активы**
Генерал Антонов пришел на должность руководителя ГУВД по Иркутской области прямо с поста главного инспектора МВД. В 2004 году, по горячим следам шумного рейдерского скандала вокруг Коршуновского ГОКа, Антонов рекомендовал отстранить от работы прежнего милицейского руководителя и уверенно занял освободившуюся вакансию. Несмотря на предложенные Антоновым «новые методы управления», область оставалась в аутсайдерах по количеству зарегистрированных и нераскрытых преступлений. Зато о связи милицейских начальников и крупного бизнеса в регионе стали слагать легенды, многие из которых нашли впоследствии документальное подтверждение.
В 2005—2007 годах Ангарский цементный завод, на котором работал Рыдов, пережил серию рейдерских атак — не без участия милиции. Рыдов, начальник службы безопасности, смог организовать противодействие захвату предприятия. И в итоге оказался в СИЗО, а в ходе допросов у него стали выбивать компромат на хозяев предприятия, на иркутских милиционеров, не вписывавшихся в команду начальника областного УВД, местных бизнесменов и политиков. Условия ему в СИЗО создали такие (см. выше), что отказаться от «признательных» показаний было невозможно.
В своем письме на имя президента РФ Рыдов прямо пишет о связи между попытками захвата предприятия и тем, что с ним сотворили за решеткой: «На протяжении трех лет я противодействовал захватам Ангарского цементного завода, в связи с чем правоохранительные органы Иркутской области сфабриковали в отношении меня несколько уголовных дел и упрятали в СИЗО».
**Вещдоки**
В «деле Рыдова» существуют уникальные «вещдоки» — целый сериал из видео- и аудиозаписей бесед компрометирующего свойства. Вряд ли можно предположить, что с этими материалами, которые потом опять-таки оказались в интернете, не был знаком и начальник ГУВД Антонов.
Например, Рыдов после истязаний в «пресс-хате» подробнейшим образом рассказывает начальнику УБОП ГУВД Иркутской области Чернышову обо всех тонкостях организации бизнеса на Ангарском цементном заводе. В ходе беседы Рыдов не раз пытается донести до высокого милицейского начальства, что его пытают, но того интересует другое. Он полностью сосредоточен на информации, которую выдает Рыдов: об известных в Иркутске фамилиях и должностях — мэрах и их заместителях, проверках промышленных предприятий и организаций. Это — просто уникальный материал для шантажа…
И если вспомнить о том, что голос, похожий на голос генерала, докладывает московскому бизнесмену о наличии у него компрометирующих материалов, позволяющих воздействовать на неугодных чиновников, то можно предположить: этот материал был пущен в ход. Ведь речь идет о том, что в распоряжении голоса «не просто там запись какая-то», а видеодиск с информацией о преступлениях, якобы совершенных рядом областных руководителей. И по странному стечению обстоятельств, эта информация, полученная от Рыдова, потом не легла в основу уголовных дел и доследственных проверок. Нужна была лишь для передела собственности?
В итоге Рыдов «признался» в совершении семи уголовных преступлений. Позже врачи Иркутской областной клинической больницы оценят обстоятельства, способствовавшие этим признаниям. Помимо обострения ранее диагностированных у пациента панкреатита, простатита, бронхита и межпозвоночной грыжи иркутские следователи оставили на память бывшему коллеге артрит голеностопных суставов (из-за многочасовых стояний у стены) и язву двенадцатиперстной кишки — результат многодневных пыток голодом.
— Меня пытали и давали мобильник звонить жене, — рассказывает Андрей. — Требовали передать оперуполномоченному Тихонову 100 000 рублей, чтобы меня не убили или не сделали инвалидом. В итоге против меня возбудили еще одно уголовное дело по статье 291 ч. 2 УК РФ — дача взятки через посредника. За время следствия я написал явки с повинной по семи убийствам. Даже в тех городах, где никогда не бывал. Мои признания лежали в основе тех обвинений, по которым меня позже оправдал суд.
Истязания длились 18 месяцев, пока Андрей Рыдов наконец не досидел до суда, где его дело и развалилось. Иркутским областным судом от 22 декабря 2009 года он был оправдан по статье 105 ч.1 («Убийство») — за непричастностью. Оправдан по ст. 291 ч. 2 УК РФ («Дача взятки через посредника») — за отсутствием состава преступления. Следствие пыталось вменить Рыдову статью 294 ч. 3 УК РФ — «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования с использованием служебного положения», но и здесь суд не усмотрел его вины. Единственное, в чем суд согласился с обвинительным заключением, — это хранение того самого оружия, найденного дома у Рыдова. Максимальный срок по ст. 222 УК РФ — до 4 лет лишения свободы. Однако суд посчитал недоказанным, что он действительно приобрел и хранил «обнаруженное» при обыске взрывное устройство. А поскольку срок наказания, предусмотренный статьей 222, подсудимый отбыл во время следственных действий, Рыдов (с учетом очевидных смягчающих обстоятельств) был отпущен на свободу.
**После СИЗО**
Теперь главное, что волновало Рыдова, — поиск справедливости. Он подготовил тьму писем, жалоб и исков, дописался даже до президента, однако до сих пор никто из тех, кто истязал его, не привлечен к ответственности. Кое-как удалось протолкнуть в производство уголовное дело о превышении сотрудниками милиции служебных полномочий — Андрей и его семья потратили на это немало сил, привлекали правозащитников и СМИ.
Однако даже этому единственному делу хода до сих пор не дают — перебрасывают из одного отдела в другой. Остается надеяться, что Рыдову помогут подвижки, наступившие в карьере генерала Антонова — после очередных разоблачений в СМИ министр Нургалиев подписал-таки представление об отставке начальника ГУВД. Однако пока в июле этого года не вмешался президент, генерал Антонов несколько месяцев ходил на работу в качестве врио. Может быть, секрет непотопляемости можно узнать, прослушав те записи, что гуляют по интернету? Думается, департаменту собственной безопасности МВД РФ стоит уделить им самое пристальное внимание.
**Справка «Новой»**
**Рыдов Андрей Владимирович обвинялся по четырем статьям УК РФ.**
— Ст.105 ч.1 УК РФ «Убийство». Оправдан за непричастностью.
— Ст. 294 ч. 3 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования». Оправдан за отсутствием состава преступления.
— Ст. 291 ч. 2 УК РФ «Дача взятки через посредника». Оправдан за отсутствием состава преступления.
— Ст. 222 ч.1 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» — признан виновным, приговорен: к одному году и пяти месяцам лишения свободы, которые считать отбытыми с учетом нахождения осужденного под стражей в ходе предварительного следствия.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»