Сюжеты · Общество

Тридцать восемь филантропов

Богатейшие люди Америки отказываются от своих состояний. Чем ответят Абрамович, Прохоров и другие?

Евгений Бай , Соб. корр. по США и странам Латинской Америки
«Российские миллиардеры Михаил Прохоров и Роман Абрамович выступили с сенсационной инициативой, о которой стало известно одновременно в Лондоне и Москве. Занимающие первые номера в списке самых богатых людей России, по версии журнала...
«Российские миллиардеры Михаил Прохоров и Роман Абрамович выступили с сенсационной инициативой, о которой стало известно одновременно в Лондоне и Москве.
Занимающие первые номера в списке самых богатых людей России, по версии журнала «Форбс», Абрамович и Прохоров решили отдать половину своего состояния на благотворительность. Предполагается, что большая часть этих денег пойдет в фонд поддержки российских сельских библиотек. По их призыву решение отказаться от половины состояния приняли еще 38 российских олигархов, среди которых Елена Батурина, Алексей Мордашов, Олег Дерипаска».
Что это, сон в летнюю ночь под влиянием 40-градусной жары и гари с торфяных болот? И почему вы все подумали, что это бред? Почему в нашей прессе не может появиться такого рода реальное сообщение? Мы с той или иной степенью успеха скопировали 100 процентов развлекательных ток-шоу и сериалов американского телевидения. А кто мешает последовать примеру капитанам, пусть не шоу, а просто большого бизнеса?
В Америке господа Билл Гейтс и Уоррен Баффет, занимающие 2-е и 3-е места в списке мировых богачей «Форбс», решили отдать половину своего состояния на благотворительность, и эту инициативу поддержали еще 38 человек. Из них Майкл Блумберг, Тэд Тернер, Дэвид Рокфеллер, Ларри Эллисон — лица, не требующие представления. Речь идет о некоем моральном, а не юридическом обязательстве, при этом половины состояния указанные люди лишатся не в одночасье, а когда захотят, при своей жизни или в соответствии с завещанием после ухода в мир иной. И к этой инициативе, хочу сказать я, в Америке отнеслись не как к розыгрышу или дурному сну, а как к норме. Хотя в Вашингтоне или в Нью-Йорке в августе — почти такая же температура, как в Москве, типичная для этого времени года.
Баффет о своем решении пишет так, что его поймет любой здравомыслящий человек — понятным и предельно простым языком: «Некоторые материальные вещи сделали мою жизнь более увлекательной, другие — нет. Мне нравится иметь дорогой частный самолет, но обладать полдюжиной домов — для меня неприятное бремя. Очень часто огромная коллекция собственности заканчивается тем, что эта собственность начинает владеть тобою. Наибольшая ценность в моей жизни, помимо здоровья, это интересные, разнообразные старые друзья».
К этому пониманию шел Михаил Ходорковский. Очень увлекательно заработать первый миллион. Трудно и очень почетно для удовлетворения собственного эго заработать первый миллиард. Зарабатывать двадцатый миллиард скучно и в целом бессмысленно.
Но Ходорковский в этом понимании одинок.
В Америке есть свои мэдоффы, которые нагревают сограждан на миллиарды долларов. Однако будьте уверены, что ни один цент из тех сумм, которые Гейтс, Бафетт и еще 38 человек отдадут на благотворительность, не уйдет ни на поддержку друзей президента, ни на лоббирование членов конгресса. Фонд Giving Pledge, который они учредили, не станет оказывать поддержку каким-то конкретным организациям или фондам, пусть даже с такой благородной целью, как охрана дикой природы. Пока речь идет лишь о создании фонда помощи людям, как ни выспренно это звучит. Самого большого фонда в истории Америки — в полтриллиона долларов и даже больше.
У нас стало традицией говорить об американцах как о тупых, зашоренных существах, не желающих отступать ни на полшага от принятых норм и установок. Да, мозги у них действительно повернуты не как у нашего народа-богоносца. Там богатые люди давно и всерьез думают о помощи тем, кто меньше их преуспел в жизни.