Расследования · Политика

Удар «Искандера»

За полчаса до прекращения огня российская армия провела рекламную акцию

Елена Милашина , обозреватель
Оператор голландской телекомпании RTL Стан Сториманс погиб в грузинском городе Гори 12 августа 2008 года за полчаса до подписания Россией и Грузией соглашения о прекращении огня. 20 октября 2008-го специальная правительственная комиссия,...
**Оператор голландской телекомпании RTL Стан Сториманс погиб в грузинском городе Гори 12 августа 2008 года за полчаса до подписания Россией и Грузией соглашения о прекращении огня. 20 октября 2008-го специальная правительственная комиссия, созданная по распоряжению министра иностранных дел Нидерландов для расследования гибели своего гражданина, опубликовала выводы: «Стан Сториманс погиб около 10.45 в результате смертельного ранения пятимиллиметровой пулей от суббоеприпаса неизбирательного действия, применяющегося для снаряжения кассетных бомб.  Территория, прилегающая к центральной площади в Гори, размером примерно 300 на 500 метров была поражена в результате использования кассетного оружия. Разорвались около 20 суббоеприпасов, начиненных большим количеством металлических элементов… Кассетная бомба была доставлена к цели тактической баллистической ракетой типа SS-26 с территории Российской Федерации»… **
Два года назад голландская телекомпания RTL командировала своих журналистов в Грузию освещать августовский конфликт. На войну прилетели 11 августа. В этот день в Тбилиси прибывали отступающие войска. Машины с военными следовали друг за другом. На окраинах организовывали линию обороны. Была полная уверенность, что русские пойдут на Тбилиси. Была паника. Вслед за солдатами бежали мирные жители. Большая часть 70-тысячного населения Гори. Хотя официально об эвакуации гражданских грузинские власти не распоряжались. Голландцы решили сделать сюжет о Гори.
В 8.30 утра 12 августа выехали по пустой дороге в направлении линии фронта. Около 9.30 успели снять авиабомбардировку близлежащих деревень. Установленный факт: уже к 2 часам в ночь с 11 на 12 августа грузинские вооруженные силы полностью отступили с военных баз Гори, эвакуировали из госпиталя всех раненых. На языке международного права это называется «отсутствие легитимных военных целей». Только наличие таких целей и может оправдать — в рамках Женевских конвенций — использование оружия неизбирательного поражения.
Никто утром 12 августа не предполагал, что власти России решат использовать августовскую войну как редчайший шанс для демонстрации миру своего уникального оружия — комплекса «Искандер». И мишенью станет центр опустевшего грузинского города Гори, в котором родился Сталин. Впрочем, памятник Сталину на центральной площади Гори почти не пострадает от атаки «Искандера». Зато погибнут 13 человек, десятки будут ранены. К центральной площади Гори подтянулись оставшиеся жители – прошел слух, что будут раздавать гуманитарную помощь.
Мир действительно все увидит и все поймет. И ровно через два дня Польша подпишет годами до того мусолившееся соглашение с США о размещении на своей территории ракетно-зенитных комплексов MIM-104 Patriot.
Ерин Аккерманс — телевизионный журналист. Коллега Стэна Сториманса. Живой — по чистой случайности. 12 августа в 10.45 на центральной площади города Гори они были вместе. «Я попадал под бомбардировки в Чечне, но ничего общего с этой атакой не испытывал никогда. Разрывы кассетных боеприпасов напоминают  что-то среднее между стрельбой снайпера и фейерверком. Я тогда так и подумал: снайперы! Спрятался за машину.
Но это очень изощренное современное оружие. Сначала снаряды, начиненные крохотными металлическими элементами, разрываются на уровне головы и верхней части туловища. Выработанный рефлекс — при звуке первых взрывов падать ничком — не поможет. Вторые взрывы происходят на уровне земли — я был ранен в ногу, когда уже лежал. Наша машина была пробита со всех сторон — мотор, стекла, двери, шарики залетали под машину и прошивали днище снизу вверх. Я и те, кто тогда выжил на площади, попали в какой-то коридор, видимо. В общем, чистая случайность. После атаки я увидел двух человек, которые умирали, истекая кровью. Потом увидел израильского журналиста, он приехал в Гори вместе с нами. Цадок чудом выжил, у него насчитали в теле 30 пуль. Некоторые так и не смогли вытащить. …Только потом я увидел Стана. Он большой, знаешь ли. Настолько здоровенный, что производит впечатление неуязвимого. У него и ранений-то не было заметно. Я думал, он жив, только сознание потерял. Когда подполз к нему, когда пытался его поднять, когда тащил к машине вместе со старым грузином, когда грузил в багажник машины, когда потом машина не завелась (мотор был пробит пулей), и я перегружал Стана в подъехавшую «скорую»… Я был абсолютно уверен, что он жив. Я все время с ним говорил. Только потом узнал, что умер Стан мгновенно. Такие маленькие пули»…
Ерин Аккерманс оставил мне свой документальный фильм — расследование обстоятельств гибели Стана Сториманса и еще как минимум 12 грузинских граждан. Самое главное в этом фильме — картинка. Видеохроника атаки, беспристрастно заснятая банальными секьюрити-камерами, установленными на банках и — так уж получилось — контролирующими практически весь периметр центральной площади Гори. В полном звуковом вакууме идут черно-белые люди. Немногочисленные прохожие, в основном старики и женщины. Проезжает на самодельной каталке инвалид без ног… Потом — клубы пыли, сотрясение земли, рушатся вдребезги стекла, разлетаются черные точки — те самые, поражающие металлические элементы. Людей в буквальном смысле слова косит, сбивает с ног взрывная волна огромной силы. Атака длится минуту. Потом включается звук и цвет — это уже съемка журналистов, подбежавших к площади сразу после атаки. Беспомощно валяющиеся тела людей. Горка убитых, которых выжившие стаскивают в одно место. Подносят и укладывают грузинского старика с болтающейся на тощей шее мертвой головой. Окровавленный Ерин Аккерманс стоит на коленях у багажника, в котором еле уместился убитый Стан Сториманс. Лежащий на вытяжку израильский журналист Цадок Йехезкели, уткнувшийся носом в площадь…
Зачем? Что за оружие? Кто дал команду? Почему было использовано по центру пустого города? Почему удар был нанесен за полчаса до соглашения о прекращении огня?
Именно на эти вопросы пытается ответить в фильме Аккерманс. Голландская правительственная комиссия такой цели перед собой не ставила. Как и специальная комиссия Европейского союза, потратившая большие деньги, чтобы ответить на политический вопрос: «Кто первым начал?» Только международные правозащитные организации, в первую очередь Human Rights Wath, пытались поднять тему об ответственности Грузии и России, применивших в ходе августовской войны кассетные бомбы. Грузия в конце концов признала этот факт. Россия этим воспользовалась. 20 июня 2009 года в ходе визита в Нидерланды голландские журналисты спросили президента Медведева:
— В октябре 2008-го российские власти пообещали провести и предать гласности результаты расследования по факту гибели Стэна Сториманса. С тех пор мы ничего от вас не слышали. Когда можно ли ожидать хоть какой-то информации?
— То, что произошло с оператором Сторимансом, конечно, очень печально, — ответил президент Медведев. — И прежде всего мы хотели бы выразить свои соболезнования его близким. К сожалению, то, что случилось, было связано с агрессивными действиями грузинской стороны. В настоящий момент мы исходим из того, что это произошло по вине соответствующих вооруженных сил Грузии, потому как именно они подтвердили использование кассетных боеприпасов…
Даже в цивилизованной Европе смерть человека в обстоятельствах сложного геополитического конфликта — это личное дело близких и друзей этого человека. Вот, наверное, главное, что я поняла из истории Ерина Аккерманса. Вернее, не совсем так. Даже в цивилизованной Европе нельзя надеяться, что правосудие случиться само по себе. После смерти своего коллеги Ерин не работал 4 месяца. Закрылся дома, задернул шторы — в прямом и переносном смысле. Он сам про этот тяжкий период говорит так: «Я вел себя как жертва. Пока не задал себе вопрос: получается, люди, которые это сделали, победили и сломали мою жизнь?» Ерин вернулся в профессию лишь в декабре 2008-го. Поначалу занимался текучкой, рутинными новостными сообщениями. Так после тяжелой интоксикации человек начинает с куриного бульона и обезжиренного творога. «В первую очередь я хотел сам для себя понять, могу я все еще быть журналистом? Все ли в порядке с головой? Сохранил ли я интерес к жизни, или мной двигает иная цель — отомстить доступными средствами? Только в феврале 2009-го я созрел для расследования»… С тех пор каждый вечер после работы Ерин проводил у компьютера. Или мотался в Россию и Грузию. Читал специализированную литературу. Искал очевидцев, экспертов, юристов. Реанимировал все контакты (Аккерманс три года работал в России в середине 90-х). Познакомился со всеми ведущими русскими военными экспертами — и «западниками», и «патриотами». Никто из них даже не отрицал очевидные факты: Россия массово применяла в пятидневной войне ракетное вооружение: от «Точки-У» до «Урагана» и «Искандера».
Для нас эта была первая успешная война в коммерческом плане — шанс «в реале» продемонстрировать потенциальному покупателю свою военную мощь. И тот факт, что наземные группировки действовали хаотично, что в результате  бардака и несогласованности мы несли потери на пустом месте, что Россия теряла по самолету в день, — ничего не значит для тех, кто пытается выйти на рынок и заинтересовать покупателя в той сферe, в которой наша страна «всегда находилась на передовых позициях». Так написано на сайте, специально созданном для рекламы отечественного тактического и оперативно-тактического ракетного оружия. Что удалось Ерину Аккермансу как тележурналисту? Практически невозможное. На одном из грузинских форумов он нашел человека, который каким-то образом получил и сохранил видеосъемку с секьюрити-камер, установленных по периметру площади в Гори.
Ерин смог также найти остатки от баллистической ракеты, которая упала 12 августа на центр Гори. Это было не так-то просто. Американцы конфисковали с грузинских складов эти вещдоки и только под давлением грузинских властей, и, видимо, избегая огласки своего не совсем корректного исследовательского поведения, выдали части ракеты.
В фильме Ерина немецкий эксперт с мировой репутацией в области ракетного вооружения Роберт Шмукер подтвердил, что эти остатки принадлежат «Искандеру» и что «Искандер» находится на вооружении только одной страны — России*. Шмукер ответил и на один из главных вопросов — почему российский военный истеблишмент принял решение об использовании такого оружия за полчаса до прекращения огня: «Тестирование — определяющий фактор в разработке всех ракет. Часто можно увидеть, что самая интенсивная стрельба как раз и происходит перед официальным прекращением огня. Нет даже необходимости перечислять, в скольких войнах срабатывает это правило. Военные быстро отстреливают все вооружение, пока есть шанс и пока это еще разрешено. Они должны показать, что оружие работает. Иначе все это вооружение становится довольно бесполезным». Отвечая на вопрос: «Почему мишенью для атаки стал центр Гори?» — Шмукер сказал: «Обычное (не ядерное) ракетное вооружение не так эффективно с точки зрения сугубо военных целей. Гораздо эффективнее это оружие именно против гражданского населения, так как порождает ужас. Я думаю, что они ударили по центру этого города, сознательно использовав кассетные боеприпасы. Им важно было показать: что мы может ударить по этому городу и по гражданским!»
Россия никогда прямо не отрицала использование комплекса  «Искандер» в этой войне. Есть официальный ответ из России на запрос грузинских властей:  российские военные не запускали «Искандер» с территории Южной Осетии. И это — чистая правда. Запустили из Дагестана.
В процессе работы над документальным фильмом Аккерманс познакомился и поддерживает отношения с грузинскими семьями, которые потеряли своих близких на площади в Гори. Почти все они обратились в Европейский суд по факту этой атаки. Последовал этому примеру и голландский журналист Аккерманс.
«Журналистскую задачу я выполнил. Я рассказал и показал, что именно и по чьей вине случилось с нами на площади в Гори 12 августа 2008 года. Теперь дело за юристами. Я не думаю, что в России это кого-нибудь напугает. Но я хочу, чтобы в России знали: мы сделали все, чтобы это преступление не оказалось забытым и не сошло с рук».
**P.S.** _ Жалоба «Сториманс-Верхулст, Аккерманс и Йехезкели против России» о событиях 12 августа 2008 была подана в Европейский суд по правам человека 28 апреля 2010 года._
**P.P.S.** _1 августа  2010 года вступила в силу Конвенция о полном запрете кассетных боеприпасов. На данный момент ее ратифицировали 107 стран. Крупнейшие прозводители этого оружия — США, Россия и Китай — к Конвенции не присоединились. Грузинские власти заявили, что попытаются найти замену дешевому кассетному оружию, но пока Грузия находится под оккупацией, это дорого и сложно._
_* В этот же день, примерно в то же время  была запущена вторая ракета  комплекса «Искандер»,  следы которой нашли в ненаселенной местности вблизи от трубопровода Баку—Тбилиси—Джейхан.  Возможно,  речь идет об испытаниях нового модернизированного комплекса «Искандер» с пусковой установкой, на которой впервые в мире удалось разместить две тактические баллистические ракеты._
**Справка**
SS-26 — оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) «Искандер» («Искандер-Э» — экспортный, «Искандер-М» — для российской армии). Предназначен для поражения боевыми частями в обычном снаряжении малоразмерных и площадных целей в глубине оперативного построения войск противника. Ракета комплекса «Искандер» представляет собой твердотопливную, одноступенчатую, с неотделяемой в полете головной частью, управляемую и энергично маневрируемую ракету на всем протяжении труднопрогнозируемой траектории полета. Для поражения различных типов целей ракета может быть оснащена 10 типами боевых частей (кассетной БЧ с осколочными боевыми элементами неконтактного подрыва, кассетной БЧ с кумулятивными боевыми элементами, кассетной БЧ с самоприцеливающимися боевыми элементами, кассетной БЧ объемно-детонирующего действия, осколочно-фугасной БЧ, фугасно-зажигательной БЧ, проникающей на большую глубину БЧ). Кассетная БЧ раскрывается на высоте 0,9—1,4 км, где от нее отделяются и продолжают стабилизированный полет боевые элементы различного действия. Они оснащены радиодатчиками, обеспечивающими их подрыв на высоте 6—10 м над целью. Комплекс полностью соответствует ограничениям, налагаемым режимом контроля за ракетными технологиями (РКРТ). В соответствии с ними государства, обладающие ракетными технологиями, не могут продавать за рубеж ракеты с дальностью свыше 300 км (у «Искандера-Э» — 280 км). Масса полезной нагрузки ракеты не должна превышать 500 кг («Искандер-Э» несет 480 кг). Таким образом, он полностью удовлетворяет условиям РКРТ и может без ограничения поставляться за рубеж.
**«Использование кассетного оружия Россией и Грузией в августе 2008 года» (Из доклада Human Rights Watch)**
В ходе конфликта и Россия, и Грузия использовали кассетное оружие, которое к тому времени часть международного сообщества уже признала запрещенным. В результате погибли по меньшей мере 23 человека, не менее 54 получили ранения (как непосредственно в момент удара, так и в результате последующего срабатывания неразорвавшихся суббоеприпасов). По оценкам международных организаций, после пятидневного (!) августовского конфликта разминированию подлежала территория 15 млн кв. м.
…В ответе на запрос Human Rights Watch минобороны Грузии сообщило, что во время конфликта применялась реактивная система залпового огня GradLAR-160 с ракетами МК-4, снаряженными суббоеприпасами М-85, дальностью 45 км. Было использовано 24 комплекта боеприпасов к GradLAR, по 13 выстрелов (МК-4) в каждом. Если все эти реактивные снаряды были снаряжены кассетной головной частью, то они должны были содержать 32 448 суббоеприпасов М-85. В результате применения Грузией кассетного оружия погибли по меньшей мере четыре гражданских лица и восемь были ранены. От грузинского кассетного оружия люди гибли чаще всего ПОСЛЕ военного конфликта, так как огромное количество суббоеприпасов не только не сработало во время стрельбы, но даже не встало на боевой заряд. Минобороны Грузии утверждало, что применяла М-85 исключительно по российским военным целям в малонаселенных районах к югу от Рокского туннеля. Однако российская сторона не предъявила обвинений Грузии в использовании в этих местах кассетного оружия (хотя бы для того, чтобы доказать, что Грузия использовала кассетное оружие, — факт, который грузинское руководство сначала категорически отрицало). Зато неразорвавшиеся грузинские суббоеприпасы М-85 в огромных количествах были найдены в девяти ГРУЗИНСКИХ селах (см. карту). Одним из возможных объяснений может быть массовый технический сбой системы вооружения, закупленной Грузией у Israel Military Industries. Минимальная дальность реактивного снаряда МК-4 составляет 12 км. Большинство же грузинских реактивных снарядов сработало БЛИЖЕ своей минимальной дальности. Также минобороны Грузии утверждало, что все суббоеприпасы М-85 снабжены механизмом самоуничтожения. Однако ни грузинские саперы, ни специалисты Human Rights Watch не нашли следов, которые указывали бы на наличие у суббоеприпасов механизма самоуничтожения. Минобороны Грузии инициировало расследование по всем этим фактам. Результаты на сегодняшний день неизвестны.
…Российские власти неизменно отрицают использование кассетного оружия в августовской войне 2008 г. Однако достоверно установлено, что российские вооруженные силы применяли кассетные боеприпасы по девяти грузинским населенным пунктам (см. карту).
**Полная версия доклада —** [http://www.hrw.org/ru/reports/2009/04/14-0](http://www.hrw.org/ru/reports/2009/04/14-0)