В Челябинском областном суде в четверг началось рассмотрение по существу уголовного дела об убийстве четырех и избиении еще восьмерых осужденных в копейской колонии 1. На скамье подсудимых - экс-глава ГУФСИН РФ по Челябинской области,...
В Челябинском областном суде в четверг началось рассмотрение по существу уголовного дела об убийстве четырех и избиении еще восьмерых осужденных в копейской колонии 1. На скамье подсудимых - экс-глава ГУФСИН РФ по Челябинской области, генерал-лейтенант внутренней службы Владимир Жидков и 17 бывших сотрудников ведомства. Интересы матери одного из погибших по инициативе Межрегиональной правозащитной Ассоциации «АГОРА» представляет юрист Игорь Шолохов.
Следствие установило, что 31 мая 2008 года в помещении транзитно-пересылочного пункта заместители начальника колонии Евгений Городов и Раис Мухаметов, начальники отделов Денис Симаков и Александр Зырянов, оперуполномоченный Пахрула Антуев и еще 9 сотрудников колонии избили 12 осужденных, прибывших для отбывания наказания. В результате осужденные получили телесные повреждения различной степени тяжести, от которых четверо из них - 24-летний Сергей Поляев, 37-летний Анатолий Айваседа, 20-летний Вячеслав Сахабаев и 26-летний Евгений Мамуков - скончались.
«Начался суд с проверки явки всех подсудимых и оглашения данных присутствующих потерпевших, - рассказал юрист Игорь Шолохов. - Интересно, что потерпевшие находились в специальной кабине из высокопрочного стекла, куда обычно помещают подсудимых. Бывший же глава ГУФСИН Жидков, начальник копейской колонии Валеев вместе с другими подсудимыми находились просто в зале суда.
Интересы 18 фигурантов этого резонансного дела будут представлять 20 адвокатов. Сегодня судья Игорь Зубенко избрал подсудимым Евгению Городову, Андрею Мальшакову, Александру Зырянову и Рустаму Гумерову меру пресечения в виде подписки о невыезде. В отношении остальных мера пресечения (подписка о невыезде и освобождение под залог) была избрана ранее. Следующее судебное заседание состоится завтра, в 10.00 по местному времени (8.00 мск). Ожидается, что на нем будет оглашено обвинительное заключение, которое насчитывает 21638 страниц. Всего в деле - 176 томов.
По данным следствия, Владимир Жидков, узнав о произошедшем в колонии, вместе с начальниками управления безопасности и оперативного управления ведомства Евгением Афанасьевым и Андреем Шилиным, а также с начальником ИК-1 Вадимом Валеевым попытался скрыть преступление. Как сообщает следственный отдел СКП России по Уральскому федеральному округу, который расследовал убийство осужденных, дело было представлено так, будто осужденные сами напали на работников исправительного учреждения. Для инсценировки сотрудники колонии причинили друг другу телесные повреждения и повредили служебную форму. Затем, по данным следствия, фиктивные сведения о подавлении бунта в колонии поступили руководству ФСИН России.
В обвинительном заключении содержатся показания Андрея Шилина, который говорит о том, что если бы глава ГУФСИН Жидков не одобрил предложение начальника колонии Валеева «делать нападение», то ни Валеев, ни Шилин не стали бы инсценировать бунт в учреждении. После одобрения начальника Валеев поставил всем задачу причинить самим себе телесные повреждения: «Чтобы у вас были побои». При этом Шилин, как следует из его показаний, данных на следствии, добавил: «Если вы не ходите сидеть в тюрьме, то нужно это выполнять». После выполнения задачи Шилин лично проверил наличие побоев и сказал: «Я не верю, что на вас было нападение со стороны осужденных».
Из показаний Александра Зырянова, данных им на следствии, стало известно, что после гибели осужденных Шилин потребовал от него сломать нос Дмитрию Голоднову: «Я отказался, тогда Кондратюк дал указание Орлову сломать нос Голоднову, что тот и сделал, два раза ударив Голоднова по переносице».
Жидков, Афанасьев, Шилин и Валеев обвиняются в укрывательстве особо тяжкого преступления, злоупотреблении должностными полномочиями, служебном подлоге, заведомо ложном доносе, соединенном с искусственным созданием доказательств обвинения (ст. 316, ч. 3 ст. 285, ч. 2 ст. 292 ч. 3 ст. 306 УК РФ).
Обвиняемым же в участии в избиении вменяется совершение убийства группой лиц по предварительному сговору и с особой жестокостью четверых человек, заведомо для них находившихся в беспомощном состоянии, а также покушение на убийство, превышение должностных полномочий с применением насилия, заведомо ложный донос, соединенный с искусственным созданием доказательств обвинения, а также служебный подлог (п.п. «а, в, д, ж» ч. 2 ст. 105 и ч. 3 ст. 30, п.п. «а, в, д, ж» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 286, ч. 3 ст. 306 и ч. 2 ст. 292 Уголовного кодекса России).
_По сообщ._ Отдела информации **Межрегиональной правозащитной Ассоциации «Агора»**
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»