Глава Республики Алтай Александр Бердников, похоже, посчитал свое переназначение высочайшей индульгенцией и после такой радости немедленно занялся горно-алтайской газетой «Листок», которая весь прошлый год активно публиковала новости по...
**Глава Республики Алтай Александр Бердников, похоже, посчитал свое переназначение высочайшей индульгенцией и после такой радости немедленно занялся горно-алтайской газетой «Листок», которая весь прошлый год активно публиковала новости по «делу архаровцев», призывая выяснить роль в нем самого Александра Бердникова.**
Напомним, в первых публикациях (и не только «Листка», а так же «Известий» — от 14 января, 16 января и 3 марта 2009 года) говорилось, что Бердников и сам якобы был на базе «Турсиб» (откуда вертолет с охотниками отправился в полет, оказавшийся для большинства участников охоты последним), а на охоту будто бы не полетел потому только, что накануне уж очень хорошо провел время, отчего утром не смог попасть в вертолет.
Еще в прошлом январе Бердников уверял СМИ, что знать ничего не знал о приезде московских гостей. Судя по всему, следствие решило ему поверить. Выходит, глава региона и в самом деле может быть не в курсе приезда в регион московского гостя из первой десятки высших чиновников РФ. А что поездку организовал один из заместителей главы РА — так, надо полагать, по своей воле. А второй заместитель Бердникова подписал заявку на полет в погранзоне, тоже начальству не доложившись. И глава республиканского природоохранного ведомства, начальник горно-алтайского авиаотряда отправились с гостями в выходной день тоже просто так, сами по себе.
Если это так, то бардак в регионе нешуточный. Впрочем, всем ясно, что в данном случае приходилось выбирать из двух бардаков меньший: ведь если пускать в следственный оборот и Бердникова, то позора будет не в пример больше — например, именно глава РА в первые дни после катастрофы заявил СМИ, что у охотников были все необходимые лицензии, хотя охота велась на архаров, лицензий на которую не может быть в принципе. Могли появиться к нему и более серьезные вопросы: знал ли он, что гора Черная — обычное место, куда Банных возит на охоту гостей? А если знал, то почему молчал, видя, что вертолет ищут совсем не там?
Следствие, однако, решило ограничиться: по делу, как известно, отвечать за все назначены уцелевшие участники охоты Анатолий Банных, Николай Капранов и Борис Белинский. Таким образом, как это очень часто бывает в нынешней России, в полном соответствии с поговоркой «Не пойман — не вор» вышло, что Бердников — честный человек.
Какое-то время Бердников, надо полагать, вживался в этот образ. А 11 мая 2010 года написал заявление с требованием возбудить в отношении Сергея Михайлова, учредителя газеты «Листок», уголовное дело по ч. 2 ст. 130 УК РФ (оскорбление, содержащееся в средствах массовой информации). (Интересно, что инфоповод к тому времени изрядно покрылся плесенью: статья «К вопросу о «гадюшниках», якобы обидевшая Бердникова, вышла еще в апреле 2009 года.) 13 мая в редакции «Листка», на квартире его учредителя Сергея Михайлова и в квартире общественницы Веры Самыковой прошли обыски. Цель, как полагает Михайлов, да и другие алтайские журналисты, — парализовать работу «Листка»: для этого, в частности, изъяли и веб-сервер издания.
К июлю список «клеветнических» статей пополнился — в него, например, попало обращение к президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину, опубликованное еще 30 декабря 2009 года, в котором Сергей Михайлов и Акай Кине, описав, что творится в республике под руководством Бердникова, предложили отменить целый ряд статей Конституции и УК РФ (в том числе полностью главу 26 УК РФ «Экологические преступления»). Авторы рассуждали так: если по каким-то причинам нельзя привести жизнь в соответствие с законами, то давайте уж приведем законы в соответствие с жизнью. Оказывается, теперь это называется клеветой — точно так же, как в 1937 году малейший разговор о проблемах считался «клеветой на советский строй». Следственная группа, которая работает по заявлению Бердникова, состоит из восьми человек. Причем энергии они проявляют куда больше, чем в январе 2009 года, когда расследовалось само «дело архаровцев».
7 июля верховный суд РА отменил постановление об обыске в редакции «Листка». Однако торжеством законности это может показаться только неопытному человеку. На самом деле суть скорее в другом: Сергея Михайлова решено как минимум притопить в судебной переписке. Ничто так не отвлекает от журналистики, как необходимость писать объяснительные и ходить в суд через каждые два дня. Михайлову — занятие, а остальным — пример. Тем более необременительный, что делается это все за государственный — наш с вами — счет.
Как метко было сказано однажды Дмитрием Медведевым: «Россия управляется сигналами». Вот и Бердников воспринял свое переназначение как ясный сигнал: все можно, ничего не бойся. В результате и не боится. А еще совсем недавно в Республике Алтай отдыхал Владимир Путин…
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»