Сюжеты · Общество

Ну, кто так поступает?

Администрации московских вузов оказались не готовы к наплыву поступающих

19.03. Медакадемия им. Сеченова. Возле дверей приемной комиссии — около 300 человек.— Скворцов — 35! Пономаренко — 36! Абрамов! Абрамов! 321-й! Теперь ты 37-й, — выкрикивает женщина с тетрадью. — Это порядковые номера в списке, народ...
**19.03. Медакадемия им. Сеченова** . Возле дверей приемной комиссии — около 300 человек.
— Скворцов — 35! Пономаренко — 36! Абрамов! Абрамов! 321-й! Теперь ты 37-й, — выкрикивает женщина с тетрадью.
— Это порядковые номера в списке, народ приходит с утра и записывается, — объясняет Алексей, пришедший поддержать поступающего в академию друга Исмаила. Исмаил — 677-й. В первых числах июля счет шел за тысячу.
Из толпы, окружающей женщину с тетрадью, вылезает сам Исмаил. Рассказывает, что в день приемная комиссия пропускает через себя около 250 человек. Но записавшись в тетрадь утром, ты должен прийти вечером на перекличку, чтобы получить новый порядковый номер. Таким образом, тот, кто сегодня стал 713-м, скорее всего попадет в комиссию послезавтра. Однако появляться у дверей медакадемии нужно каждый день — чтобы не упустить место. Не откликнулся во время переклички — записывайся заново.
— Щербакова — 166! Саркисян — 169! Сечин!
— Сеченов? — ослышалась абитура. — Жив еще?!
— Алиев Исмаил! — слышу знакомое имя. — Алиев Исмаил! 677-й! — Но Исмаил, все это время стоявший неподалеку, пропал.
 — Ну, завтра снова будет в шестой сотне, — говорит Дима из Нижневартовска.
Сам Дима кроме первого меда подает документы в РУДН и РГМУ. Рассказывает, что в РГМУ из-за списка с фамилиями чуть не случилась «кровавая драка» — мужчина порвал лист и убежал.
**20.36. Журфак МГУ им. Ломоносова** . «В прошлом году был ад, а сейчас все ничего. В этом году документы можно подать только в пять вузов, да и физически абитуриентов меньше — в стране демографический спад, — рассказывает сотрудница приемной комиссии. — А вообще очередь — это нормальная рабочая обстановка».
**3.06. Медакадемия им. Сеченова** . Родители абитуриентов ушли спать в машины, забирают с собой священную тетрадь с фамилиями. А девушки ложатся прямо под дверями приемной комиссии. Отец Даши предусмотрительно захватил с собой огромный плед и здоровенную теплую куртку. В полчетвертого нас приходят проведать трое абитуриентов-азиатов.
С дороги видно столб дыма — горит плавучий ресторан «Мама Зоя» на Фрунзенской набережной. Жара,  ливень, пожар.
— Чего мы сегодня только не видели! — воскликнула Оксана.
— Себя в зеркале, — фыркнула Даша.
**5.49. Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ)** , третий мед. Преподаватель и работник приемной комиссии Татьяна Айвазова рассказывает, что драки действительно бывают, и чуть ли не каждый день. «Абитуриентов толпы. Вчера в два часа дня в очередь записались почти 500 человек! Но я принимаю документы на Новослободской, на вечернее, здесь люди взрослей, спокойней. А на дневном к нервным абитуриентам прибавляются еще и нервные мамы-папы».
В корпусе МГМСУ на Делегатской принимают документы у будущих стоматологов и клинических психологов, и в первый момент кажется, что эти профессии востребованы только у женщин старше пятидесяти. Но это родители абитуриентов. К половине восьмого мамаши окончательно оккупировали ступеньки приемной комиссии. Одна из тетушек, видно, уже бывалая «абитуриентка», бормочет: «Ой, что сейчас начнется!»
После ее слов действительно начинается концерт. Выступает хор из шести-семи теток с лужеными глотками и в растянутых китайских майках.
— Мы вчера здесь стояли с утра до вечера!
— Да что вы врете, я вас вчера в Пирогова видела!
— А я не спала сутки! Я инвалид!
— Ой, нашлась тут, да мы двое суток не спали, и ничего!
 «Дети» в разборках не участвуют, их тут как будто нет. На лицах абитуры — усталость и пофигизм. Кажется, каждого второго сюда затащили силком. Классическая отличница-умница читает газету про здоровье. Две девчонки, спрятавшись от родителей, курят за углом гаража. Их зовут Марина и Катя, они троюродные сестры, обе хотят стать врачами, только одна стоматологом, а другая психологом.
 — Пришли в девять, за час до начала приема документов. Думали, что самые умные, а тут уже человек сто! — говорит Марина. — Запустили около 80, остальные прождали впустую. Мы даже не дотерпели до вечерней переклички в четыре. Зато сегодня я 11-я, Катя — 12-я и надеемся разделаться по-быстрому. Это для нас уже пятый вуз, но в остальных очереди в разы меньше — в МГУ, в Тимирязевке.
**6.35. Финансовая академия при Правительстве РФ** . Ни одного поступающего пока нет.
— Некоторые приезжают за два часа до открытия, но это бессмысленно, — объясняет охранник. — В 10 мы начинаем всех запускать, и абитуриенты расходятся по разным аудиториям в зависимости от того, на какую специальность они поступают. Столпотворения у нас не бывает вообще.
**7.20. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ).** За три часа до начала работы приемной комиссии у входа стояли 11 человек, через 10 минут — 15, через полчаса — уже 20. Многие из «жаворонков» прорываются в РГГУ уже не первый день. Вот Даша «вчера в 10.00 пришла к входу в университет, посмотрела на очередь где-то в 200 человек и ушла».
Чтобы подать документы в РГГУ, нужно сначала отстоять очередь за талончиком — в день выдают примерно по 2-3 тысячи таких бумажек. А дальше надо отстоять очередь уже в приемную комиссию. В первые дни подачи документов люди толпились не только на Миусской площади возле входа в главное здание, но и на улицах Фадеева и Чаянова. Длина очереди была не меньше 200 метров, и это только за номерками! Сейчас абитуриентов меньше — часть факультетов прекратила принимать документы уже 5 июля.
**7.30. РУДН.** Первые абитуриенты-«медики» пришли сегодня в пять часов утра. «Вчера приходили в одиннадцать — были 130-е. Не успели, — жалуется Елена, мама одной из абитуриенток. — А во втором меде мы вообще занимали очередь с ночи».
«Действительно, на наш факультет поступило больше всего заявок. Уже более тысячи заявок только на фармацию (фармацевтическое дело. — Прим. ред.), но и на другие специализации не меньше желающих, — рассказывает сотрудница приемной комиссии. — Стараемся принимать до последнего человека, но все равно не успеваем — институт закрывается в семь. Получается принять по 100-120 абитуриентов в сутки. Сама не понимаю, откуда их столько? Неужели все действительно хотят стать врачами?»
В РУДН есть возможность переслать документы по почте — обычной или электронной. Но абитуриенты почтовым службам не доверяют. «У нас письмо между двумя соседними домами идет две недели, и еще может потеряться по дороге, а вы говорите, документы посылать, — улыбается Елена. — А «подать документы по электронной почте» — значит всего лишь «забить» себе место в параллельной очереди. А она примерно такого же размера, как и «живая». Все это только путаницу вносит — начинаются разборки, «кто первее». Самое надежное — прийти самому, так и делает большинство».
**7.49.** **Российский химико-технический университет им. Менделеева.** На крыльце — работники приемной комиссии:
— Сегодня откроемся не в десять, а в двенадцать. Сейчас здесь у нас ЕГЭ проходит. Выпускники, у которых нет сертификата, сдают тесты прямо здесь.
— А сколько человек сегодня сдает ЕГЭ?
— До хрена!
Выяснилось, что «до хрена» — это человек 400, а заявлений у них лежит тысяч 4-5.
По словам сотрудников приемной комиссии, абитуриентских очередей в их вузе не бывает. «У нас все схвачено, — говорит сотрудник приемной комиссии Дмитрий Лемешев. — Профессионалы не напрягаются».
**Комментарий Рособрнадзора**
— Никакой объективной трудности с приемом документов нет и быть не может, — комментирует ситуацию сотрудник пресс-центра Рособрнадзора Екатерина Шавыкина. — Дело в организации, за которую отвечает каждый конкретный вуз. Во всех вузах, где не проводятся дополнительные испытания, документы будут принимать до 25 июля включительно. При этом каждый вуз в этом году обязан вывешивать на сайте и на стенде в приемной комиссии список подавших заявления и обновлять его каждый день. По опыту прошлого знаем, что «Вышка» (Высшая школа экономики. — Прим. ред.) или Бауманка, да и многие другие технари организовывают работу приемных комиссий без проблем. Там, где очередь, — это недоработка администрации вуза.
В прошлом году на меды жалоб не было. В этом жалуются и на первый мед — Московскую медицинскую академию им. Сеченова, и на мед санкт-петербургский.