Сюжеты · Политика

Нет ли лишнего секретика?

Немецкая и австрийская контрразведки озабочены размахом промышленного шпионажа со стороны российских спецслужб

На прошлой неделе министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер обвинил Россию в резкой активизации шпионажа. Прежде всего - промышленного. Объективности ради следует заметить, в ежегодном отчете министра бундестагу досталось не только...
На прошлой неделе министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер обвинил Россию в резкой активизации шпионажа. Прежде всего - промышленного. Объективности ради следует заметить, в ежегодном отчете министра бундестагу досталось не только нашим, но и Китаю. Глава МВД утверждает, что именно КНР и РФ «с помощью своих разведывательных служб активно занимаются шпионажем в области экономики, научных исследований, других высокотехнологичных разработок...». По ходу доклада министр даже рискнул сравнить российские дипмиссии в ФРГ со «шпионскими гнездами, подрывающими безопасность нашей страны», что, якобы, обходится экономике ФРГ в 50 миллиардов евро убытков ежегодно. 
Андрей Нестеренко, официальный представитель МИД РФ, тут же дал решительный отпор:
- Изложенный министром де Мезьером анализ ситуации и спектр задач в сфере обеспечения внешней и внутренней безопасности ФРГ оставляет, по меньшей мере, ощущение двусмысленности...
Правда, сообщения немецкоязычных СМИ и комментарии должностных лиц ФРГ и Австрии входят в некоторый диссонанс с этим заявлением. К примеру, еще в прошлом году в своем пространном интервью газете «Welt am Sonntag» Буркхард Эвен, глава управления контрразведки при БНД (Федеральном ведомстве по охране конституции) без колебаний заявил: «Экономический и финансовый кризис повысил спрос правительства России на деликатную информацию из Германии, что привело к активизации усилий кремлевских спецслужб». Конкретизируя эти «усилия», Эвен упомянул, в частности, «спецоперации прикрытия» концерна «Газпром» в целях «дальнейшего укрепления его позиций на немецком рынке».
Германские и австрийские СМИ регулярно напоминают своим читателям и слушателям также об октябрьском, 2007 года, наставлении Путина Михаилу Фрадкову при назначении последнего главой Службы внешней разведки: «Одной из задач СВР должно быть отслеживание тенденций в мировой экономике и работа в интересах российских предприятий за рубежом».
Кроме того, немецкоязычные СМИ предупреждают о давней, якобы, практике спецслужб России - вербовать агентов из числа переселенцев, уезжающих в ФРГ на постоянное место жительство. Ибо они « ...в соответствии с их квалификацией могут в будущем оказаться на работе в тех сферах экономики, управления, науки, в политике или в вооруженных силах, которые представляют большой оперативный интерес».
- Наши деловые круги слабо представляют себе, насколько многообразным может быть шпионаж, - поделился своим мнением с радиостанцией «Немецкая волна» сотрудник германской контрразведки Уве Классен.
Действительно, если верить австрийской газете «Der Standard», количество эмигрантов из Китая и РФ, когда-либо «удовлетворявших интересы российских и китайских спецслужб», только в компаниях и фирмах Австрии может превышать 30 000 человек. Особенно шумным и запоминающимся для австрийцев оказался скандал с заместителем начальника управления международного сотрудничества «Роскосмос» Владимиром Вожжовым. 11 июня 2007 года его задержали в городке Гмунден «...с поличным, при получении секретной информации оборонного значения и передаче крупной суммы денег унтер-офицеру ВВС Австрии». Это формулировка из официального сообщения австрийской контрразведки. Она настаивала и на том, что служащий авиабазы  «систематически передавал господину Вожжову сведения о новейшем боевом вертолете «Тигр»».
Выдачи предполагаемого офицера ГРУ тут же потребовала прокуратура Германии. Потому что, как сообщает журнал «Spiegel», одновременно с Вожжовым и унтер-офицером австрийской армии был задержан немецкий гражданин Вернер Франц. Этого баварца впоследствии осудили за «...корыстную передачу российским спецслужбам в лице господина Вожжова чертежей и прочей документации на высокотехнологичные изделия, произведенные в Германии».
По оценке эксперта по вопросам безопасности Удо Ульфкотте, «масштабы экономического шпионажа русских за последнее десятилетие выросли в Германии в два с половиной раза. Если в 2000 году объектом охотников за коммерческими тайнами была каждая десятая компания в Германии, то сегодня - каждая четвертая...»
В авторитетной «Mitteldeutsche Zeitung» Бертольд Штоппелькамп, глава «Общества по содействию безопасности экономики», пишет: «...особенно сильно размах промышленного и конкурентного шпионажа увеличился за последние два года. Более всего интересы русских прослеживаются в таких высокотехнологических областях экономики, как машино- и автомобилестроение, фармацевтика, производство техники для производства солнечной энергии и астронавтика».