Французские спецслужбы подозревают Россию в намерении создать в Париже крупнейший в мире разведцентр. Под вывеской духовно-культурного центра Московской патриархии
Продав России по заоблачной цене участок в элитном районе Парижа, французское руководство занервничало. Не без влияния общественного мнения своей страны оно стало подозревать, что под видом грандиозного «духовно-культурного центра...
**Продав России по заоблачной цене участок в элитном районе Парижа, французское руководство занервничало. Не без влияния общественного мнения своей страны оно стало подозревать, что под видом грандиозного «духовно-культурного центра Московской патриархии»* недалеко от Эйфелевой башни и Елисейского дворца будет построен крупнейший в мире разведцентр России.**
**На чем основаны страхи французов перед официальной Русской православной церковью и насколько они обоснованны?**
Во время своего последнего визита в Париж, 11 июня, Владимир Путин со своим французским коллегой Франсуа Фийоном отправился на набережную Бранли, к достаточно неприметному зданию метеорологической службы Франции. Однако Путин не смог сдержать восторгов: «Это замечательное, удивительно красивое место!» Замечательно оно своим будущим, от которого у российского премьера захватывает дух. В результате сложной коммерческо-дипломатической сделки участок практически во дворе дворца Альма купило Управление делами президента РФ. Через год метеорологическая служба покинет свое неприметное здание, которое будет разобрано, и на участке площадью более 8 тысяч кв. метров Россия построит кафедральный собор Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП), духовную семинарию, библиотеку, жилые помещения и сооружения «для научно-культурных целей». Сдача объекта в эксплуатацию намечена на 2013 год.
Переговоры о «духовном центре» Россия начала с новым президентом Франции Николя Саркози еще в 2007 году, во время визита в Париж патриарха Алексия II. Советники поначалу не рекомендовали Саркози вступать в эту игру, но в дело включился Ватикан, соблазнивший молодого президента потенциальной ролью посредника в подготовке встречи Папы Римского и Патриарха Московского. Встреча эта, как известно, так и не состоялась, но РПЦ МП получила от Саркози все, чего хотела. И только теперь, когда сделка уже совершена и деньги (70 млн евро из госбюджета РФ) уплачены, французские власти схватились за голову.
**Копенгагенский торг**
«Французские спецслужбы обеспокоены ростом активности российских шпионов», — сообщает британская газета «Дейли Телеграф». Издание связывает усиление этого беспокойства как раз со строительством в центре Парижа нового собора РПЦ МП, утверждая, что на самом деле это сооружение будет российским шпионским центром. Наиболее подробно эти страхи разобрал французский еженедельник Le Nouvel Observateur («Ле Нувель Обзерватор») в одном из июньских номеров. Автор статьи «Афера с кафедральным собором Кремля в Париже» Винсан Жовер провел расследование, в котором ссылается и на публикацию «Новой газеты» от 19 февраля с.г.
Как выяснил Винсан Жовер, ключевая договоренность о продаже участка и сооружении на нем комплекса РПЦ МП была достигнута 18 декабря прошлого года на встрече Медведева и Саркози с глазу на глаз в Копенгагене, где тогда проходил Всемирный климатический саммит. До этого момента на участок претендовали Судовская Аравия и Канада.
Для нашей власти победа в этом вопросе была делом чести. «Она, — утверждает французский журналист, — является частью еще давно разработанной глобальной стратегии: легитимации режима Путина с помощью церкви. Строительство русского собора в Париже (первого со времен Романовых) позволит нынешней власти стать своего рода преемницей Великой Российской империи. Обосноваться на набережной Бранли — значит заявить о восстановлении российского влияния во Франции, да и вообще в Западной Европе… Короче говоря, этот собор должен показать сомневающимся, что клан Путина достоин царского уважения». Практическая реализация плана была поручена управляющему делами президента Владимиру Кожину. Кожин обратился за содействием в «решении вопросов» с правительством Франции к консалтинговой компании ESL&Network, которой руководит некто Александр Медведовский, выпускник Национальной школы администрации Франции. Он считается другом директора кабинета президента Франции Кристиана Фремона.
Но окончательный успех делу обеспечил дипломатический торг, состоявшийся между Медведевым и Саркози в Копенгагене. Французские эксперты предполагают, что именно в обмен на «духовно-культурный центр» Медведев согласился купить у Франции дорогостоящие вертолетоносцы «Мистраль», допустить французов к стратегическому проекту «Северный поток» и принять участие в международных санкциях против Ирана. По данным «Ле Нувель Обзерватор», которые не отрицает пресс-служба Саркози, из Копенгагена президент позвонил своему министру бюджета Эрику Верту и дал ему некие инструкции касательно предстоящего тендера. Спустя несколько дней Верту принял Кожина. После этой встречи Россия и предложила за участок на набережной сумму, по словам чиновника министерства бюджета, «превышающую наши оценки, которые держались в секрете». 28 января РФ официально выиграла тендер.
**Снявши голову…**
После продажи участка на набережной Бранли России подняло тревогу Центральное управление внутренней разведки Франции. Формальным поводом для тревоги стало то обстоятельство, что будущий «духовный центр» с трех сторон окружен дворцом Альма — одной из официальных резиденций президента Франции. В настоящее время обитателями дворца являются Высший совет магистратуры, Президентская почтовая служба, а также 16 высокопоставленных сотрудников Елисейского дворца, которым во дворце предоставлены квартиры. Например, здесь проживает советник Саркози по вопросам внешней политики Жан-Давид Левит, который пользуется повышенным интересом иностранных разведслужб. Центральное управление указывает на беспрецедентный рост шпионской активности России (в первую очередь — Службы внешней разведки) на территории Франции. По его данным, в Париже выявлено такое же число российских шпионов, какое в последний раз было зафиксировано в 1985 году. Руководство РПЦ МП, как следует из широко опубликованных материалов Комиссии Верховного Совета России по расследованию обстоятельств попытки государственного переворота 1991 года, пропитано сотрудниками и осведомителями КГБ. Несмотря на постоянные призывы гражданских активистов и «конкурирующих» церквей принести покаяние в столь системном сотрудничестве со спецслужбами и осудить саму практику «стукачества», РПЦ МП никак не комментирует фактов сотрудничества иерархов с КГБ и не подвергает этих лиц наказаниям, предусмотренным для подобных случаев церковными канонами. Ключевые места в синоде РПЦ МП до сих пор занимают люди, чьи агентурные клички были выявлены в 1991 году Комиссией Верховного Совета.
**Эхо гражданской войны**
Российская сторона после «неблагоприятных» публикаций западной прессы о духовном проекте со шпионским оттенком выпустила несколько вялые опровержения. «Это еще одно заблуждение журналистов, которое не имеет под собой никаких оснований», — сказал 11 июня российский премьер во время встречи с бывшим президентом Франции Жаком Шираком. Пресс-секретарь Управделами президента России Виктор Хреков опасения французов назвал беспочвенными. Совсем иначе думают православные, давно живущие во Франции, — в основном русские эмигранты первой и второй волн.
Россия руками РПЦ МП активно отбирает у эмигрантов, не подчиняющихся Московской патриархии, собственность дореволюционной постройки. Как правило, используется метод раскола общин, образования «параллельных» церковных советов из вновь прибывших представителей «русской мафии», которые начинают изматывающие судебные процессы со старыми эмигрантскими советами. Процессы эти идут с переменным успехом — храм в Биаррице при президенте Шираке эмигранты отстояли, а вот великолепный собор в Ницце уже при президенте Саркози отсудили «новые русские». Московская патриархия замахивается и на знаменитый храм св. Александра Невского на рю Дарю в Париже, где сейчас располагается кафедра архиепископа русских приходов в юрисдикции Константинопольского патриархата. Старые русские во Франции настолько напуганы размахом Московской патриархии, что уже перестали пускать в свои храмы высокопоставленных посланцев Москвы. Такой инцидент произошел в начале марта со вторым человеком Московской патриархии — председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Иларионом (Алфеевым). Предстоятель Русской архиепископии Константинопольского патриархата архиепископ Гавриил написал Илариону, что тот должен отложить «до лучших времен» посещение храма св. Александра Невского. В качестве причины отказа архиепископ указал на решение французского суда о передаче собора в Ницце, в котором совершает богослужение община экзархата, в собственность России, что повлечет передачу храма РПЦ МП.
Как заявил «Новой газете» протодиакон храма Русской зарубежной церкви в Лионе Герман Иванов-Тринадцатый, Московская патриархия, «чье присутствие во Франции лет 10—20 назад было только символическим, сегодня набирает силы большими оборотами, пользуясь прикрытой поддержкой французских властей, что, в частности, и объясняет наши трудности в судебных делах с патриархией».
_* Об истории сделки и планах России относительно своей новой собственности в центре Парижа «Новая» уже писала («Широко шагает православная церковь», №18 от 19 февраля 2010)._
**Вместо комментария**
«Новая» обратилась за комментарием в секретариат Московского патриархата по заграничным учреждениям. Выяснилось, что его секретарь, владыка Марк, по сообщению помощника, находится в командировке и связь с ним невозможна. На вопрос, кто может прокомментировать разразившийся скандал, помощник секретаря ответил, что все в отпуске, а он сам впервые об этом слышит. Другие попытки связаться с иерархами церкви также оказались неудачными — связь заблокирована. «Новая» не оставит своих намерений узнать точку зрения РПЦ.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»