На прошлой неделе был опубликован очередной доклад по Южной Осетии, подготовленный международной неправительственной организацией «Кризисная группа»*. Доклад называется «Бремя признания» и компенсирует информационный вакуум о ситуации,...
**На прошлой неделе был опубликован очередной доклад по Южной Осетии, подготовленный международной неправительственной организацией «Кризисная группа»*. Доклад называется «Бремя признания» и компенсирует информационный вакуум о ситуации, сложившейся в Южной Осетии.**
**Население**
Около 20 000 этнических грузин вынуждены были бежать из Южной Осетии, когда 10 августа 2008 года российские и югоосетинские войска и милиция вошли в грузинские села. Только 2500 грузин, проживающие в самом отдаленном от столицы Южной Осетии районе Ахалгори, и несколько сотен человек, в основном из смешанных осетино-грузинских семей, проживающие в Знаурском и Джавском районах, остались в своих селах.
Наиболее аккуратные подсчеты свидетельствуют о том, что в регионе на сегодняшний момент проживают около 30 000 человек: 17 тысяч — в Цхинвали, по несколько тысяч — в Джаве, Знаури, Дмениси и Ахалгори, в горных селах ЮО населения почти не осталось.
**Социально-экономическая ситуация**
После августовского конфликта и закрытия административных границ с Грузией вся экономика Южной Осетии была вынуждена переориентироваться на Россию. Бюджет ЮО вырос с 87 миллионов долларов в 2009-м до 140 миллионов долларов в 2010 году, однако на 98,7% — это российские деньги.
ЮО — традиционно сельскохозяйственный регион. После ухода грузинских фермеров их поля и виноградники остаются в полном запустении. Остальные сельхозземли находятся в госсобственности, что препятствует их освоению. Внутренний рынок не развит, местное сельхозпроизводство удовлетворяет его потребности лишь на 20%. Экспорт таких культур, как яблоки и персики, в Россию (больше некуда) не выгоден из-за высоких таможенных пошлин.
Местные фермеры также не могут снабжать продуктами военнослужащих с многочисленных российских военных баз, так как Минобороны РФ имеет дело только с крупными поставщиками.
Большой приток российских военнослужащих и строителей в регион спровоцировал поствоенный бум частных кафе. Но остальной бизнес восстанавливается крайне медленно. Удачливый предприниматель в ЮО зарабатывает от 500 до 1000 долларов в месяц.
Завод по производству минеральной воды «Багиата» и завод «Вибромашина» принадлежат властям ЮО (самые большие промышленные предприятия ЮО) и работают только на 20% своей мощности. Крупная пивоварня, принадлежавшая до августовского конфликта грузинскому бизнесу в Ахалгори, была экспроприирована осетинскими властями. Сейчас не работает.
Перед войной подавляющее большинство жителей ЮО жили за счет нелегального трансфера товаров из Грузии в Россию и обратно через ЮО, а сами югоосетины предпочитали покупать товары массового потребления на огромном и дешевом рынке около Тбилиси — Лило.
Теперь 90% всего, что продается в Южной Осетии, импортировано из России. Цена на эти товары — на 50—100% выше, чем на юге России. Государственный сектор является крупнейшим работодателем в регионе, наблюдается рост зарплат. Например, зарплата учителя выросла с 3000 рублей до войны до 7—8 тысяч — в 2010 г. Зарплата сотрудников силовых структур ЮО составляет от 250 до 400 долларов, эта работа является самой предпочтительной для мужского населения ЮО.
Восстановительные работы также создали рабочие места, но в основном — для неквалифицированных рабочих (большинство российских строительных фирм, работающих в ЮО, привозят свои кадры).
Банковская система представлена двумя госбанками, в ЮО нет ни одного частного иностранного банка (даже российского).
Почтовая система в республике не работает вообще, чтобы отправить письмо, нужно ехать в Северную Осетию. Общественный интернет — очень дорогой и медленный — доступен только в одном интернет-кафе на всю республику. Валюта — российский рубль, и власти ЮО вообще не планируют переходить на собственную валюту.
Транспортная система ЮО находится в упадке. Дорогостоящий проект по проведению дороги из Цхинвали до Ахалгори, начатый российским бизнесом еще до августа 2008 года, так и не закончен.
Медицинскую помощь жители ЮО предпочитают получать за пределами республики. Однако после войны грузинская медицина больше недоступна (до августа 2008 года около 40% населения ЮО обращалась за медпомощью в Грузию). На территории России бесплатную медицинскую помощь могут получить только те югоосетины, у которых есть внутренний российский паспорт с пропиской.
Образование — в упадке. Количество учеников в некоторых селах не превышает 10 человек. В 2010 году 430 учащихся получили аттестаты о школьном образовании. Почти все выпускники ЮО хотели бы учиться в России, где для них предусмотрены квоты в российских высших учебных заведениях.
**Российская помощь и коррупция**
После августовского конфликта Россия выделила $840 миллионов (26 миллиардов рублей) на восстановление экономики Южной Осетии. То есть на каждого резидента ЮО пришлось примерно по 28 тысяч долларов.
В свою очередь на восстановление экономики Запад выделил Грузии в тот же самый период 4,5 миллиарда долларов, что составило примерно по 1200 долларов на каждого жителя Грузии, включая вынужденных переселенцев из ЮО.
Немалая российская помощь стала, однако, яблоком раздора между Москвой и Цхинвали**. На данный момент восстановлены 385 административных зданий, а также школы, детские сады, цхинвальский госпиталь и т.п. Что касается частного жилого сектора — то он по-прежнему в руинах.
Поселок Московский (строят за счет бюджета Москвы на месте снесенного бульдозерами грузинского села Тамарашени) — единственный завершенный проект. Но и там люди не живут, так как отсутствуют коммуникации.
Россия продолжает посылать деньги в регион и обещала выделить в 2010 году дополнительные 5,7 миллиарда рублей на восстановление инфраструктуры (дороги, водопроводы и проч.). Российские дипломаты заявляют, что было бы предпочтительнее перейти от безвозмездной помощи ЮО к кредитам, но тут же оговариваются: в ближайшие 10—15 лет это вряд ли произойдет.
**Российское военное присутствие**
Россия заявила о размещении 3800 военнослужащих на территории Южной Осетии уже на следующий день после подписания плана Медведева—Саркози.
Российские базы на данный момент — в Цхинвали, Джаве, Канчавети, Курты. Также идет строительство дополнительной базы около села Синагури, вблизи восточной административной границы с Грузией.
Базы расположены на стратегических высотах (вершинах холмов) и позволяют России контролировать Восточную и Западную Грузию.
Ситуация в Ахалгори доказывает приоритет военных интересов России над нуждами самой Южной Осетии. Этот населенный грузинами район отдален от Цхинвали и не столь важен для местных властей. Однако расположенная там российская база находится всего в 50 километрах от Тбилиси и потому представляет большую стратегическую ценность для России.
Россия также намерена потратить 35 миллиардов рублей (1 миллиард 200 тысяч долларов) на возобновление строительства ТРАНСКАМа и реконструкцию Рокского тоннеля (план окончания работ в 2012 году). Только подготовительные дорожные работы обойдутся в 10 миллиардов рублей. Также российские власти объявили тендер на строительство аэродромов для вертолетов в Джаве и Ахалгори, активно обсуждается план по строительству новой дороги между Южной и Северной Осетией через Мамисонский перевал.
900 российских пограничников несут службу по охране административной границы Южной Осетии с Грузией вместо осетинских военнослужащих. Официально Россия называет это «помощью в демаркации государственной границы» независимой Южной Осетии. Строительство двадцати пограничных постов должно быть завершено к 2011 году.
Тем временем Южная Осетия сокращает собственные вооруженные силы: трехтысячная югоосетинская армия будет сокращена до 200 человек в ближайшие два года. Около 600 осетинских миротворцев были уволены в 2009 году.
И российские, и местные эксперты уверены, что, если экономика и дальше не будет развиваться, Южная Осетия превратиться в российский гарнизон. Количество российских военнослужащих уже составляет одну шестую от всего населения ЮО.
**Политика**
Москва будет продолжать субсидировать регион, несмотря на неэффективность использования российских денег. Во-первых, Москва опасается, что нестабильность в Южной Осетии может спровоцировать волнения на Северном Кавказе. Во-вторых, полная лояльность Кокойты компенсирует любые траты, и Россия вряд ли попытается сменить лидера в Южной Осетии до окончания президентских полномочий Кокойты в 2011 году.
Пойдет ли Кокойты на третий срок? Это главный предмет политических дебатов в регионе. Глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин напомнил, что «необходимо соблюдать конституцию Южной Осетии» (конституция разрешает только два президентских срока). Кокойты, однако, заявил, что этот вопрос — внутреннее дело Южной Осетии.
_*Некоммерческая независимая международная организация, насчитывающая более 135 сотрудников на пяти континентах. Была создана в 1995 году для прогнозирования, предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов. Методология организации основана на проведении исследований непосредственно в зоне конфликта. Аналитики Crisis group работали в Африке, Азии, Ближнем Востоке, а также в Европе (в странах бывшей Югославии). Отслеживают ситуацию на Северном и Южном Кавказе с конца 80-х гг. Финансирование Crisis group происходит за счет благотворительных фондов, неправительственных организаций. Одними из главных спонсоров Crisis group являются МИДы стран — членов ООН._
_**Комментирует Варвара Пахоменко (консультант Международной группы по предотвращению кризисов):_
_ — Результаты первой проверки Счетной палаты РФ были опубликованы в конце 2008 года. В отчете говорилось, что ЮО было выделено 55 миллионов долларов. Дошло до республики только 15 миллионов долларов. Из них было потрачено на восстановление лишь 1,4 миллиона долларов. К концу 2008 года было восстановлено лишь 8 из запланированных 111 объектов. _
_Основные деньги начали поступать в республику лишь в августе, после назначения из России нового премьер-министра Виктора Бровцева. Из 10 миллиардов рублей, которые Россия должна была перечислить в ЮО за 2008 и 2009 годы, в республику поступило 8,5 миллиарда рублей. Из этих денег один миллиард был выделен для восстановления частного жилого сектора. И этой суммы должно было хватить на восстановление 400 разрушенных во время августовского конфликта домов. _
_Однако когда Госкомитет по восстановлению ЮО в лице руководителя Зураба Кабисова отчитался, оказалось, что к весне этого года смогли восстановить только 102 дома, а деньги уже кончились._
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»