Редко бывает, чтобы в расследовании, длившемся много лет и закончившемся обвинительным приговором суда, не было обиженной, пострадавшей стороны. Министерство юстиции США и Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) занимались делом...
**Редко бывает, чтобы в расследовании, длившемся много лет и закончившемся обвинительным приговором суда, не было обиженной, пострадавшей стороны. Министерство юстиции США и Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) занимались делом немецкого автоконцерна Daimler как минимум четыре года — с 2004-го по 2008-й. За это время им удалось собрать достаточные сведения, подтверждавшие взяточничество Daimler по всему миру. Материалы были переданы в окружной суд Вашингтона, обвиняемые — сам автоконцерн и его представитель в России — на недолгом процессе признали свою вину: они на протяжении многих лет давали взятки чиновникам в обмен на крупные государственные контракты. Общая сумма взяток по всему миру превысила 56 млн долларов, немалая часть которых была потрачена и в России.**
Федеральный судья Соединенных Штатов Ричард Леон решил: раз среди взяточников нет американских чиновников, а Daimler признал свою вину и готов заплатить в бюджет США 185 млн долларов, то заниматься дальнейшим поиском виновных бессмысленно. Таким решением остались довольны все участники процесса.
Бюджет США пополнился на 185 млн долларов. Для немецкого автоконцерна расследование закончилось, громкий скандал замят, и с экономической точки зрения Daimler тоже не внакладе: взятки позволили компании заключить контракты по всему миру на более чем 2 млрд долларов, поэтому 185 млн — ничтожная сумма, заплаченная американцам за собственное спокойствие. Решением федерального судьи остались довольны и взяточники, в том числе с российской стороны: их имена пока остаются в тайне.
Напомним схему, по которой осуществлялись взяточные платежи. Деньги со счетов головной компании или ее дочерних структур переводились на фирмы-однодневки — от США и Коста-Рики до Британских Виргинских островов. Счета многих «помоечных» компаний, принадлежавших российским чиновникам, находились в банках Латвии и штата Дэлавер, где они, видимо, затем обналичивались. Что любопытно, сегодня эта схема почти полностью повторяется в другом громком расследовании, инициированном полицией Германии. В многомиллионных взятках чиновникам Генеральной прокуратуры России подозревается крупнейший производитель компьютерного оборудования — Hewlett-Packard (HP). Немецкие следователи полагают, что, как и в случае с Daimler, комиссионные платились в обмен на крупные государственные контракты.
Эксперты «Новой газеты» из правоохранительных органов уверены, что два этих громких дела связывает много общего. Они считают, что схема, по которой заключались крупные государственные контракты как в случае с Daimler, так и HP, одинакова. Обычно, чтобы взятка была экономически выгодна, поставщик завышает цены на свой товар, заключается контракт, а взяточнику просто вычитается разница из реальной стоимости и завышенной. Эксперты «Новой газеты» уверены: европейские компании, даже из числа тех, что дают взятки, по такой схеме не работают. Скорее всего, в обоих случаях речь шла об очень крупных поставках, на которые обычно делается оптовая скидка. Видимо, Daimler и HP скидки не делали, а перечисляли ее чиновникам на офшорные компании.
Сегодня, когда стало известно о немецком расследовании в отношении Hewlett-Packard, российские правоохранительные органы по идее должны были поступить следующим образом. Генеральная прокуратура должна была отправить запросы о правовой помощи в Америку и Германию и попросить материалы обоих дел. Если в них называются конкретные имена и есть основания для возбуждения уголовного дела, то Генпрокуратура могла передать эти материалы для дальнейшего расследования. Мы отправили официальный запрос в Генеральную прокуратуру, однако нам не ответили, собирается ли ведомство что-либо предпринимать в связи с этими громкими скандалами.
Вообще-то, найти ответственных за государственные контракты пятилетней давности — просто. Однако, скорее всего, люди, которые подписывали бумаги, — не более чем исполнители. Практика показывает: переговоры по крупным, многомиллионным контрактам ведутся на высоком уровне. Поэтому, видимо, в делах Daimler и HP сплелись очень серьезные личные и государственные интересы, и, похоже, на дальнейшем разбирательстве настаивать никто не намерен. Найти виновных в этом громком скандале поможет только публичное, общественное расследование. Мы попытаемся понять, как сегодня устроен автопарк российских госорганов и спецслужб, кто из них может быть причастен к делу немецкого автоконцерна и во сколько обходится бюджету VIP-машины чиновников?
У Daimler есть свой представитель в России — ЗАО «Мерседес-Бенц РУС», которое также признало свою вину в окружном суде Вашингтона. Удивительно, но начиная с 2007 года эта компания, согласно федеральному реестру государственных контрактов, не заключила шесть контрактов с российскими госорганами. А почти все поставки осуществляли официальные дилеры представителя Daimler в России. Генеральный директор «Мерседес-Бенц РУС» Юрген Зауэр не прокомментировал официальный запрос «Новой газеты» и не ответил, существовала ли подобная схема ранее или к ней пришлось прибегнуть в связи с расследованием американцев.
Мы изучили государственные контракты шести российских ведомств (МВД, ФСБ, ФСО, СКП, Генеральной прокуратуры и Управления делами президента) и с удивлением обнаружили, что, пожалуй, 90 процентов всех поставок дорогих «Мерседесов» осуществляла одна и та же группа компаний: «Нью-Йорк Моторс-Москва», «Панавто» и «Авилон». Все они принадлежат одним и тем же лицам.
«Авилон» — официальный дилер «Мерседес-Бенц РУС». Компания «Нью-Йорк Моторс-Москва» — дилер Ford, однако это не мешает ей заключать крупные контракты на поставки «Мерседесов». Журнал Forbes включил «Нью-Йорк Моторс-Москва» в свой список 200 самых закрытых компаний России. Согласно базе данных SKRIN, учредителем одного из главных поставщиков «Мерседесов» для спецслужб является фирма New York Motors Corp, зарегистрированная в штате Нью-Джерси. Американские коммерческие регистры показывают, что один из совладельцев компании — Александр Варшавский.
Forbes сообщал, что Варшавский, давно обосновавшийся в Америке, уже отошел от дел и передал управление автомобильным бизнесом Андрею Павловичу, который возглавляет «Авилон» и «Панавто». Павлович не ответил на официальный запрос «Новой газеты» и не подтвердил нам, действительно ли Варшавский больше не имеет никакого отношения к поставщикам «Мерседесов» для российских госорганов.
В американских коммерческих регистрах нам удалось обнаружить вторую одноименную фирму New York Motors Corp, которая зарегистрирована в Нью-Йорке в Бруклине. Бруклинская фирма, владельцем которой, если верить американцам, является тот же Александр Варшавский, занимается прокатом и продажей подержанных автомобилей. В ней работают не более четырех человек, а годовой доход не превышает и полумиллиона долларов. Зато в России «Авилон», «Панавто» и «Нью-Йорк Моторс-Москва», согласно федеральному реестру государственных контрактов, за последние 2-3 года поставили госорганам машин на более чем 3 млрд рублей. Генеральный директор этих компаний Андрей Павлович не ответил, благодаря чему им удается заключать столь крупные контракты и участвовали ли его фирмы в сделках, которые расследовали министерство юстиции США и SEC.
В целом поставками для автопарка российских спецслужб и госорганов занимается достаточно небольшая группа компаний, которые на протяжении многих лет выигрывают конкурсы. Пожалуй, крупнейшим из всех поставщиков является «Военно-промышленная компания». Фирма образована в 2006 году и входит в холдинг «Русские машины», принадлежащий Олегу Дерипаске. «Военно-промышленная компания» управляет несколькими заводами, производящими военную технику. Главные потребители этой техники — российские спецслужбы: МВД, ФСБ, ФСО, ФСКН. Несмотря на свою молодость, «Военно-промышленная компания» за последние три года заключила как минимум 360 государственных контрактов на приблизительно 17 млрд рублей. Глядя только на эту сумму, заработанную Олегом Дерипаской из государственного бюджета, становится понятно, что те 7 млрд инвестиций, вложенных «Базовым Элементом» в строительство имеретинского порта для Олимпиады, — не столь уж обременительная социальная нагрузка для близкого власти бизнесмена. (Для сравнения: находящийся в коматозном состоянии АвтоВАЗ за это же время, согласно федеральному реестру государственных контрактов, заработал на поставках для госорганов почти в шесть раз меньше.)
**ФСО**
«Любимым» поставщиком Федеральной службы охраны является «Нью-Йорк Моторс-Москва». Фирма на поставках «Мерседесов» и «Фордов» начиная с 2007 года заработала более 450 млн рублей. За последние 2-3 года ФСО закупила 45 дорогих «Мерседесов» на примерно 261 млн рублей. Самой дорогой была покупка в феврале 2009 года Mercedes-Benz S600L со спецзащитой кузова за 27 млн рублей.
Дорогие машины других марок для ФСО поставляет группа компаний «Независимость». В нее входят фирмы «Авто Ганза», «АА Независимость Премьер Авто» и «АЦМ», которые являются дилерами «Вольво», «Фольксвагена» и «Ауди». Они за последнее время заработали от ФСО примерно 155 млн рублей. 50,05% акций «Независимости» принадлежат бизнесмену Роману Чайковскому, остальная часть, как сообщал «Коммерсантъ», была выкуплена в 2008 году структурами, близкими к Альфа-Групп, совладелец которой — Михаил Фридман. Роман Чайковский не прокомментировал ситуацию, в пресс-службе ФСО также не ответили на запрос «Новой газеты».
**ФСБ**
Федеральная служба безопасности за последние три года, согласно федеральному реестру государственных контрактов, закупила 25 дорогих «Мерседесов» на примерно 138 млн рублей. 23 машины поставил «Нью-Йорк Моторс-Москва» и «Панавто». Самой дорогой была покупка в мае 2009 года Mercedes-Benz S-600L за 7,5 млн. Помимо этого ФСБ закупила 85 «Ниссанов» на 86,5 млн; 78 «Тойот» на 111 млн; 82 «Фольксвагена» на 109 млн. Крупнейшим поставщиком машин для ФСБ остается «Военно-промышленная компания» Олега Дерипаски. Она получила 76 контрактов на 1,8 млрд. Центр общественных связей ФСБ наш запрос проигнорировал.
**МВД**
В управлении общественных связей МВД нам сообщили, что в настоящее время департамент собственной безопасности (ДСБ) «проводит служебную проверку фактов возможной причастности должностных лиц к коррупционной деятельности автоконцерна (Daimler. — Р. А.)». Нам удалось выяснить, что министерством за последние три года было закуплено 28 «Мерседесов» на примерно 101 млн рублей. Однако любимой дорогой машиной МВД остается БМВ. По данным федерального реестра государственных контрактов, министерство за последнее время закупило 145 машин этой марки на приблизительно 325,5 млн рублей. Есть в автопарке МВД и 5 дорогих «Кадиллаков» (Cadillac Escalade 6.2 V8), цена каждого составляет примерно 3 млн. Среди любимых поставщиков все те же «Нью-Йорк Моторс-Москва» (659 млн), «Военно-промышленная компания» (5,3 млрд). В поставках отечественных автомобилей попадаются не только крупные производители, как АвтоВАЗ, но и фирмы-посредники, заработавшие на госконтрактах сотни миллионов рублей. Почему министерство не закупает машины напрямую у производителей — остается догадываться.
**Генеральная прокуратура**
Наверное, самое скромное ведомство. В федеральном реестре государственных контрактов нам удалось обнаружить только два «Мерседеса». В июле 2009-го был куплен Mercedes-Benz S500L4M за 6,7 млн, а в декабре 2009-го — Mersedes-Benz Viano 3.5 Amb/L за 2,6 млн рублей. Тем не менее одним из «любимых» поставщиков для Генеральной прокуратуры остается «Нью-Йорк Моторс-Москва», которая заключила контракты на приблизительно 100 млн рублей. Большая часть из них касалась поставок автомобилей «Форд».
**СКП**
Среди главных поставщиков следственного комитета все та же «Нью-Йорк Моторс-Москва», получившая от СКП почти 700 млн рублей. Согласно федеральному реестру государственных контрактов, за последнее время СКП закупил 11 «Мерседесов» на примерно 32 млн рублей. Среди поставщиков следственного комитета встречаются и физические лица. В ноябре 2009 года некто Айнды Мадаев продал СКП бронированный Mercedes-Benz S600L всего за 2,2 млн, хотя подобные машины в закупках ФСО стоили не меньше 20 млн. В пресс-службе СКП на запрос «Новой газеты» не ответили. Управление делами президента.
Советник управляющего делами президента Виктор Хреков рассказал «Новой газете», что управление никогда не закупало «Мерседесы». Крупнейшим поставщиком автомобильной техники является компания «БМВ Русланд Трейдинг», официальный дилер которой — ЗАО «Азимут СП» — выступал победителем на объявленных конкурсах. Нам удалось выяснить, что за последние 2—3 года управление закупило почти 400 дорогих БМВ на сумму, превышающую 1 млрд рублей. И все из них действительно закупались у «Азимут СП». Виктор Хреков не пояснил, почему именно эта компания обладает монопольным правом на обеспечение автопарка управления делами президента. (Среди других клиентов «Азимут СП» — ФСБ, ФСО, ФСКН.)
…В декабре 2009 года в редакции некоторых столичных газет пришло письмо от Александра Колобкова, бывшего генерального директора компании «Ф энд СИ Трейдинг», одного из первых дилеров «Форда» в России. Колобков рассказывал, что он исчерпал все возможности защитить свой бизнес, и поэтому обратился к журналистам за помощью. В середине 90-х он взял к себе на работу Константина Погорелова, уволившегося тогда, по словам Колобкова, в звании генерал-лейтенанта из Министерства обороны. Далее, по словам Колобкова, якобы генерал начал ему угрожать, в 95-м году его похитили и избили, затем вынудили уехать из страны и, в конце концов, отобрали бизнес. Константин Погорелов и его сын — Александр — впоследствии учредили компании «Азимут СП» и «Автопассаж», которая сегодня также выигрывает многочисленные конкурсы. Колобков рассказывал, что Константин Погорелов, вынудив его уйти с поста генерального директора, поставил на это место сына своего сослуживца — некоего Сергея Квашнина.
Сергей Квашнин в конце 90-х годов действительно занимал должность в компании «Ф энд СИ Трейдинг». Впоследствии, по данным коммерческих регистров, Сергей Квашнин вместе с отцом и сыном Погореловыми учреждал компании «Автопассаж», «Итал Моторс» и ту самую «Азимут СП», которая на нынешний момент является главным поставщиком автомобилей БМВ для управления делами президента. В 2005-м Квашнин стал генеральным директором компании «ВЕТА», первого официального дилера китайских автомобилей на российском рынке. В интервью деловой прессе он сообщал, что учредителями ЗАО «ВЕТА» выступают владельцы «Автопассажа» и «Азимут СП», то есть Александр и Константин Погореловы.
Мы отправили официальный запрос Сергею Квашнину, однако он не ответил, имеет ли он и семья Погореловых до сих пор отношение к «Азимут СП» и благодаря чему этой компании удается заключать крупные контракты с управлением делами президента.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»