Через четыре дня после трагедии в Смоленске президент России заявил, что польские офицеры были расстреляны по воле тогдашних руководителей СССР, включая Сталина. Катынское преступление как никакое другое событие в ХХ веке поделило поляков...
**Через четыре дня после трагедии в Смоленске президент России заявил, что польские офицеры были расстреляны по воле тогдашних руководителей СССР, включая Сталина.**
Катынское преступление как никакое другое событие в ХХ веке поделило поляков и россиян. 20 лет длится между нашими странами трудный процесс раскрытия правды и возвращения памяти о том преступлении тоталитарного сталинского режима. С самого начала в этом процессе активно участвовали выдающиеся россияне — государственные деятели, ученые, работники учреждений и рядовые граждане, которым Польша многократно выражала свою благодарность и уважение.
Катастрофа в Смоленске заставила наши сердца — польские и русские — дрогнуть. Сердца руководителей и обычных людей. Это было как прорыв гигантской плотины, нагромоздившей невысказанные слова и жесты. В последние дни не только весь мир узнал о катынском преступлении, но также и российские политики перед лицом новой трагедии решились на беспрецедентные поступки, которые войдут в историю.
Трансляция фильма «Катынь» Анджея Вайды на самом популярном канале российского телевидения, слова президента Дмитрия Медведева о вине Сталина, предыдущие слова и поступки премьера Владимира Путина — это фундамент для новых отношений Польши и России. Так же, как цветы и свечи, принесенные на место трагедии в Смоленске, к зданию посольства Республики Польша в Москве, к польским консульствам в других городах России. И готовность российской стороны к сотрудничеству с польскими экспертами при выяснении причин катастрофы.
Поляков и русских часто делила история. Бывало, что сердца по обеим сторонам горели ненавистью или тлели обидой и непониманием. Однако общая боль, общий плач и общий траур могут это изменить. Даже в самые тяжелые моменты нашей совместной истории по обе стороны были личности, способные преодолеть предубеждения. Адам Мицкевич писал в период разделов: «К друзьям-москалям». Полякам, страдающим под царским ярмом, сочувствовал Александр Герцен. В ХХ веке объединил нас страшный опыт ГУЛАГа, этой «нечеловеческой земли», о которой писали Александр Солженицын и Густав Герлинг-Грудзинский.
Сегодня на крови, пролитой 70 лет тому назад в Катыни, и в субботу под Смоленском, рождается подлинная польско-российская общность судеб. Спасибо вам, Братья Москали, за сочувствие, понимание, стихийные и искренние проявления солидарности и любого рода помощь, оказанную в связи с катастрофой.
Каждая смерть отзывается болью и кажется бессмысленной. Но ваша реакция на трагедию под Смоленском может сделать доброе дело для обоих наших так горько наученных историей народов.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»