Сюжеты · Общество

Ликвидация

Счастье одних за счет других — любимая забава российского чиновничества. Она становится особо опасной, когда от нее страдают сироты. Детей разбросали Чиновники не устают повторять: действуем в интересах детей. Под этим кисло-сладким...
_Счастье одних за счет других — любимая забава российского чиновничества. Она становится особо опасной, когда от нее страдают сироты._
**Детей разбросали**
Чиновники не устают повторять: действуем в интересах детей. Под этим кисло-сладким «соусом» удобно протаскивать любые решения. Например, о закрытии детских домов. Так, по велению администрации Кировского района Санкт-Петербурга минувшей осенью был разорен коррекционный детдом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Гелиос». Его срочно переселили. Случилось это в последних числах декабря - 30 и 31-го (другого времени не нашлось!).
«Торопились, и в спешке даже разделили родных сестер — не смущаясь, разбросали по разным сиротским учреждениям, — снова переживает события почти четырехмесячной давности директор «Гелиоса» Валентина Урбаневич. — В одночасье, необъяснимо и страшно был перечеркнут многолетний опыт.
Дети — 24 воспитанника «Гелиоса» расформированы по детским домам: №7 и №10, а иные помещены в социально-реабилитационный центр «Прометей» Московского района.
Сейчас в здании детского дома пусто. У районной власти, следующей известной традиции — разрушить «все до основания», свои виды на эти стены: отвоеванные помещения район намерен перестроить под нужды детского сада. Чиновников ничуть не смущает, что комнаты были специально оборудованы для проживания воспитанников сиротского учреждения. Они объясняют: в районе очередь из дошколят. И никому нет дела до того, что «Гелиос» был малогабаритным, и, казалось бы, соответствовал тому, что на словах в высоких кабинетах как раз приветствуют: разукрупнению детских домов-монстров, созданию условий, максимально приближенных к домашним.
К слову, известный писатель Рубен Гонсалес Гальего, прошедший систему наших сиротских домов-интернатов, и получивший за свою книгу об этом Бутлеровскую премию, справедливо считает,  что «сделать систему российских домов-интернатов более человечной можно — чем меньше детдом, тем лучше…».
Пока длится судебная тяжба, детдом пустует.
**Высота сиротской башни**
Разукрупнять детдома, как это делается в цивилизованном мире, велят «сверху». И в то же время региональным властям надлежит максимально сокращать долю сирот в составе российского населения.  Вот и растерялись чиновники. Устроить в семьи, особенно тех детей, что постарше, слишком проблематично. С другой стороны, искать и обустраивать небольшие, уютные помещения чересчур хлопотно, а главное — неинтересно.
Итог изощренных кабинетных измышлений по этому поводу не заставил себя ждать: стал выстраиваться высоченный «газоскреб», не экономический — социальный. Учреждения начали объединять. Существенно меньше сирот от этого не становилось, и, вместе с тем, появился у власти соблазнительный повод рапортовать об успешном сокращении числа детских домов.
В черный список сиротских учреждений, подлежащих ликвидации, включая «Гелиос», в конце минувшего года были внесены семь учреждений — преимущественно, коррекционных. Это распоряжение петербургской власти чиновники и хотели бы оставить «за семью печатями», да не вышло...
Скорбное перечисление напоминает мартиролог:
**1.** Коррекционная школа-интернат № 13 объединена со структурным подразделением «детский дом»;
**2** . Детдом № 35 Кронштадского района Петербурга вошел в структурное подразделение школы-интерната № 424;
**3** . Коррекционная школа-интернат № 7 объединена со структурным подразделением «детский дом»;
**4** . Коррекционная школа-интернат № 12 Выборгского района реорганизована. Ее присоединяют к детскому дому № 53;
**5** . Коррекционный детский дом № 41 Московского района закрыт;
**6** . Детдом № 9 стал более многослойной, нежели прежде, структурой — к нему присоединили  школу.
Перечисленные учреждения (все, кроме «Гелиоса»), в конце минувшего года подчинились велению власти — основным исполнителем в распоряжении значится председатель городского комитета по образованию, и кое-где к имени этой чиновницы добавляется имя главного петербургского «жилищника» Юрия Осипова.
Слияние бюрократы объясняют «оптимизацией сети сиротских учреждений». А в иных случаях (так произошло с «Гелиосом») утверждают, что освобождаемым зданиям необходим капитальный ремонт. «Конечно, ремонт нужен после того, как помещения разорены», — объясняет опальный директор Валентина Урбаневич.
**Проделки бабки-Фемиды**
Несмотря на сильнейшее давление сверху, «Гелиос», в правовом поле — воин, продолжает борьбу, чему с не меньшим упорством противится карманная бабка-Фемида.
15 апреля Кировский районный суд Санкт-Петербурга принял решение о ликвидации детского дома. Таким образом, местный суд поддержал районную администрацию, приостановившую деятельность сиротского учреждения.
Судья Никитина отклонила ходатайство директора детдома Валентины Урбаневич о переносе слушания дела в связи с тем, что сейчас она находится в больнице, и под формальным предлогом (отсутствие отчества в доверенности) отказала  представителям юридической фирмы — Елене Трушкиной и Денису Тишкову, взявшимся защищать интересы расформированного учреждения.
Заседание было непродолжительным. На вопросы судьи представитель городского Комитета по образованию отвечал односложно: «на усмотрение суда», а по окончании рассмотрения дела заявил представителям прессы, что не уполномочен давать какие-либо комментарии. Аналогичным образом вела себя «посаженная» и.о. директора «Гелиоса» Галина Филиппович, допущенная судом представлять интересы детдома — безропотно согласилась с судебным решением.
В течение 10 дней защитники детского дома намерены оспорить решение Кировского районного суда. А на 21 апреля назначено заседание Арбитражного суда, где будет рассмотрена законность приостановления деятельности детского дома по исковому заявлению директора «Гелиоса».
Среди защитников дома немало именитых людей и организаций. Например, представители Московской и Санкт-Петербургкой митрополии, благотворительный фонд «Центр помощи беспризорным детям» Торгово-промышленной палаты РФ (президент – Евгений Примаков), певец Юрий Шевчук… Но изменить что-либо пока никому не удается.
Как объясняют в руководстве «Центра помощи беспризорным детям», Примаков обращался к губернатору Петербурга с письмом, в котором просил отвести угрозу ликвидации от коррекционного детского дома, опыт которого, по словам Евгения Максимовича, «ценен не только для Петербурга». Матвиенко пообещала, но, как видим, «Гелиос» расформирован.
**Белое на черном**
Поводом для ликвидации, по утверждению юридической службы районной администрации (начальник юридического отдела — Ирина Калантарева), стало приведение в соответствие с законом учредительных документов «Гелиоса». Детдом был создан по решению учредителей — районной администрации и физическим лицом Валентиной Урбаневич в апреле 1990 года, а как юридическое лицо зарегистрирован в 2004 году. Осенью минувшего года истек срок лицензии, которую теперь отказывается продлить районная администрация.
Когда образовывался детдом, законодательство позволяло подобное учредительство, но спустя несколько лет были внесены изменения в «Закон об образовании». Таким образом, появился повод исключить из числа учредителей физическое лицо, то есть, Валентину Урбаневич. Как нам объясняют, в противном случае, детдом не сможет рассчитывать на государственное обеспечение.
Между тем, толковые юристы уверены, что разумная форма сотрудничества с государством может успешно существовать в рамках такого молодого вида некоммерческих организаций, существующих на территории России, как АНО — Автономная некоммерческая организация. Физическое лицо может оставаться в составе его учредителей, причем организация вправе выполнять госзаказ, в том числе, и социальный. Но для этого необходима добрая воля чиновников, а с этим у нас дела обстоят туго.
В числе претензий чиновников — пребывание сирот в «Гелиосе» после 18 лет. Но с психологической и педагогической точек зрения это вполне объяснимо. Ведь речь идет о коррекционном учреждении.
Не нравится представителям власти и то, что с 2000 года «Гелиос» сотрудничал с Санкт-Петербургской епархией по программе помощи детям группы риска — на территории детдома был открыт православный храм «Во имя Иконы Божией Матери «Державная» (настоятель — отец Дмитрий Кулагин). Как с грустью отмечает Кулагин, «домовой храм нынче находится в опустевшем здании, остаются нетронутыми рождественские подарки для прихожан — из-за поспешности переезда, инициированного местной властью, их не успели вручить». Как он уточняет, никто силой не заставлял детей приходить в эти стены, но желающие в любое время могли прийти, «чтобы не чувствовать инаковости, отделенности от общества...».
Инаковость, отделенность от общества — видимо, их удел. Учиненный чиновниками в пожарном порядке переезд, как удалось выяснить «Новой» в одном из учреждений, куда была переведена часть воспитанников «Гелиоса», привел детей к сильнейшему стрессу, они до сих пор не могут придти в себя.
**Евгения Дылева** - специально для «Новой»
Санкт-Петербург
**Справка «Новой»**
Государственное образовательное учреждение (ГОУ) для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей «Центр «Гелиос», где дети до «великого» переселения жили в помещениях квартирного типа, существует 15 лет.
«Гелиос», рассчитанный на 32 детей, был оборудован по специальному проекту, и в 1999 году объявлен федеральной экспериментальной площадкой по реализации проекта «Социальная защита семьи и детства в территориальном округе». Теперь дом разорен, перспективные программы — в прошлом.