Сюжеты · Культура

«Нам не нравится»

Почему Сокуров и Норштейн вышли из Союза кинематографистов?

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
Письмо, которое мы публикуем, — знак драматической ситуации в профессиональном сообществе. Из Союза кинематографистов выходят знаменитые и не известные широкому кругу зрителей люди. Это вынужденная акция. Квалифицировать ее можно как...
**Письмо, которое мы публикуем, — знак драматической ситуации в профессиональном сообществе. Из Союза кинематографистов выходят знаменитые и не известные широкому кругу зрителей люди. Это вынужденная акция. Квалифицировать ее можно как протестную, но точнее назвать этическим жестом.**
**Мы переживали разные времена. Преодолеть самые трудные из них — если помнить нашу историю — помогала именно личная этическая позиция. Создание нового объединения — назовем его кинотовариществом — всего лишь шанс.**
**И все же — это шанс человеческой и профессиональной солидарности.**

_Коллеги кинематографисты!_
_Нам не нравится вертикаль самодержавной власти внутри профессионального сообщества._
_Нам не нравится тоталитарный стиль руководства нашим Союзом, когда один человек назначает на все выборные места угодных себе людей, с которыми затем принимает ключевые решения на выездных сессиях при закрытых дверях, куда нас не пускают и где нашим мнением не интересуются._
_Нам не нравятся съезды в Кремле и Гостином Дворе в то время, когда по коридорам Дома кино гуляет ветер и царит запустение._
_Нам не нравится, что проект нового Устава ставит под угрозу существование профессиональных гильдий, за два десятка лет убедительно доказавших свою необходимость._
_Нам не нравится маниакальный поиск внутреннего врага и изгнание непокорных._
_А главное — нам не нравится, что вольная дискуссия, столкновение взглядов, дух свободы и демократии давно покинули стены нашего Союза, а вместо них насаждаются единомыслие, казенный патриотизм и холуйство._
_Мы уверены, что такая атмосфера, утвердившаяся в творческом Союзе, руководимом «чрезвычайно влиятельным» человеком, объективно содействует распространению антиконституционных, антидемократических, безнравственных тенденций в обществе. В этом опасном процессе мы не хотим принимать участие._
_Вот почему мы пришли к трудному для себя решению о выходе из Союза кинематографистов._
_Мы создадим новый Киносоюз, который будет защищать наши интересы и — главное — интересы отечественного искусства._

К 9 апреля заявление уже подписали более шестидесяти кинематографистов.
Среди подписавших — драматурги: Александр Гельман, Светлана Кармалита, Рустам Ибрагимбеков, Павел Финн, Михаил Липскеров.
Режиссеры: Андрей Смирнов, Алексей Герман, Александр Сокуров, Отар Иоселиани, Эльдар Рязанов, Гарри Бардин, Юрий Норштейн, Виталий Манский, Евгений Цымбал, Андрей Разумовский.
Искусствоведы и кинокритики: Даниил Дондурей, Наум Клейман, Андрей Плахов, Зара Абдуллаева, Елена Стишова, Алла Боссарт, Валерий Кичин, Любовь Аркус, Ирина Рубанова, Юрий Богомолов, Лариса Малюкова.
А также продюсер — Владимир Досталь.
К мнению старших присоединились и молодые: Борис Хлебников, Андрей Прошкин, Алексей Герман-мл., Павел Бардин, Николай Хомерики.
**На 16 апреля в Москве назначено учредительное собрание нового киносоюза. Оно начнется в Мраморном зале Дома журналистов в 18.30.**
**Комментарий**
**«Против идеологий и привилегий»**
_Режиссер Алексей Попогребский так сформулировал требования к этой будущей «профессиональной ассоциации участников кинопроцесса»:_
— Я — за то, чтобы в нее входили люди, реально задействованные в создании, выпуске и анализе кинофильмов.
Я — за то, чтобы в рамках этой ассоциации стал возможен диалог между теми, кто финансирует кино, теми, кто его снимает, и теми, кто его прокатывает.
Я — за то, чтобы результаты этого диалога доносились до тех, кто принимает решения о финансировании кинопроцесса на правительственном уровне, до тех, кто пишет соответствующие законы и нормативные акты.
Я — за то, чтобы правительственные решения, затрагивающие жизнь киносообщества России, выносились на обсуждение в такой ассоциации.
Я — за то, чтобы эта ассоциация не только обсуждала свои сегодняшние, насущные проблемы, но в первую очередь мыслила категориями будущего: как и чем помочь тем, кто начнет снимать кино в России завтра.
Я — за то, чтобы эта ассоциация могла быстро и остро реагировать на любые события, способные подорвать перспективы кинопроцесса в России (наподобие выселения Музея Кино).
Я — за то, чтобы обсуждения в такой ассоциации были вынесены из идеологической сферы.
Я — за то, чтобы участие в такой ассоциации не давало никаких привилегий ее членам применительно к финансированию кинопроизводства и прокату фильмов.
Я — за то, чтобы руководство такой ассоциации было полностью коллегиальным и представляло различные сегменты кинопроцесса в России.
Я считаю, что ни одна из существующих организаций не выполняет на деле эти функции. Это мое личное, и поэтому пристрастное, мнение…